Герметизм
Герметизм

Глоссарий

Акупунктура
Аффекты
Бессознательное
Голограмма
Инвазия
Инь - ян
Кватернио (quaternio)
Локи
Матрица
Мистицизм
Оккультизм
Операторы
Понятие
Прежденебесное и посленебесное
Руны
Свастика
Тень - см. Трикстер
Термин
Трикстер
Уроборос
Функции сознания
Ци
Чакры и энергетические каналы
Этология

Акупунктура

Акупунктура (иглоукалывание) - часть метода лечения, происхождение которого теряется в седой древности. Наиболее полная практическая система акупунктуры со своей методологической базой сохранилась только в Китае. Хотя есть упоминание о том, что в лондонском музее в отделе рукописей хранится древнеегипетский папирус, на котором изображены основные точки иглоукалывания и соединяющие их каналы. Эта же система известна и в другом регионе - Индии. Однако из глубины тысячелетий к нам дошли лишь отголоски первоначальных знаний. Сохранились только те фрагменты, которые использовались в медитативных и психофизических методиках йоги.

Попробуем объединить древнейшие знания о системе акупунктуры, вернее об управляющей энерго-полевой системе организма. Из китайских источников известно, что она состоит из 12 парных (главных) и 2 непарных энергетических каналов - радианов (меридианов), которые объединяют 365 точек активного воздействия. В настоящее время из 365 классических точек акупунктуры известно название только 360 (сведения о пяти точках в течение веков были утрачены). Хотя к сегодняшнему дню найдено много новых меридианных и внемеридианных точек и, возможно, что те точки уже переоткрыты, но мы не знаем какие именно из них относятся к классическим.

Из 12 парных меридианов шесть относятся к системе ян (меридианы толстой кишки, желудка, тонкой кишки, мочевого пузыря, трех обогревателей, желчного пузыря), а шесть - к системе инь* (меридианы легких, селезенки - поджелудочной железы, сердца, почек, перикарда, печени).

От каждого меридиана имеются ответвления к соответствующим органам, внутри организма все внутренние ходы сплетаются в единый энергетический канал. На поверхности меридианы имеют соединительные каналы между парами меридианов (колатерали). Непарные меридианы (переднесрединный и заднесрединный) на выходе изнутри тела и на входе внутрь образуют кольцевые колатерали: два вокруг ротовой полости и один вокруг ануса.

По системе меридианов циркулирует жизненная энергия ци. По качеству подразделяющаяся на ян-скую и инь-скую*. Максимальное наполнение меридиана энергией длится всего два часа в сутки. По мере прохождения энергии по меридианам точки иглоукалывания последовательно открываются и становятся доступными для проникновения энергий неба (космоса) и земли. Достигается согласование внутренних энергий организма с энергиями внешней среды, что создает гармонию в триаде Небо - человек - Земля.

Если ритм движения энергии ци по меридианам нарушается, точки на меридианах открываются несогласованно с движением космической и земной энергий. Которые в этом случае проникают в открытые, но не "свои", то есть несовпадающие по вибрационным характеристикам, точки, и оказывают действие на другие системы органов. В результате возникает патология, что приводит к развитию болезни. Чтобы восстановить правильное движение потока ци по системе, необходимо детально знать всю наружную топографию меридианов и точек вблизи поверхности тела. Напротив задачи психофизических тренировок в индийской традиции потребовали детального знания топографии внутренней энерго-информационной организации. Наиболее широко известна из литературы система семи энергетических центров вдоль позвоночника и Юкта Тревени (санск. - тройной узел освобождения) - трех центральных энергетических каналов (нади) - меридианов Сушумна, Ида и Пингала. Есть системы, в структуре которых упоминают 13, 21 и 49 энергетических центров (чакр). По индийской традиции в человеке насчитывается 64000 (72000) нади, соединяющих чакры с внутренними органами. По другим источникам (Шивасамхита, стих 13) этих каналов (нади) 350000, 14 из них главные. Переплетаясь, все они образуют тонкое тело.

А.М. Степанов. Акупунктура. Древние и современные взгляды на явление. http//delphis.ru/Stepanov_1.PDF
В.Н. Фокин. Китайский точечный массаж, М., "ФАИР-ПРЕСС", 2001.
К. Махмудов, Г. Омочев. Рефлексотерапия. Точечный массаж, Махачкала, "Слово", 1992, с. 164.

Аффекты

Аффект экстраординарное эмоциональное состояние, при котором вас буквально заносит, ваше послушное приличиям эго устраняется, и его место занимает некто другой. В таких случаях мы говорим: "он вне себя", "бес попутал" или "что на него нашло?", ибо такой человек выглядит одержимым.

Это состояние, при котором человеком овладевает то, что у него внутри, и он не в силах этому противостоять. Он может сжать кулаки, сцепить зубы, но, тем не менее, он уже не принадлежит себе.

К. Г. Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. "Рефл-бук", "Ваклер", 1998 г., стр. 29 - 31.

Бессознательное

"Понятие бессознательного есть для меня понятие исключительно психологическое, а не философское в смысле метафизическом. Бессознательное есть, по-моему, предельное психологическое понятие, покрывающее все те психологические содержания или процессы, которые не осознаются, то есть которые не отнесены воспринимающим образом к нашему эго. Право говорить вообще о существовании бессознательных процессов я извлекаю исключительно и единственно из опыта, и притом прежде всего из психопатологического опыта, который с несомненностью показывает, что, например, в случае истерической амнезии, эго ничего не знает о существовании обширных психических комплексов, но что простой гипнотический прием оказывается в состоянии через минуту довести до полной репродукции утраченное содержание.

Из тысяч таких наблюдений было выведено право говорить о существовании бессознательных психических содержаний. Вопрос о том, в каком состоянии находится бессознательное содержание, пока оно не присоединено к сознанию, не поддается никакому познавательному разрешению. Поэтому совершенно излишне делать какие бы то ни было предположения на этот счет. Точно так же совершенно невозможно указать, каков объем бессознательного, то есть какие содержания оно включает в себя. Эти вопросы решает только опыт.

На основании опыта мы знаем, прежде всего, что сознательные содержания, утрачивая свою энергетическую ценность, могут становиться бессознательными. Это нормальный процесс забывания. О том, что эти содержания не просто пропадают под порогом сознания мы знаем на основании того опыта, что при благоприятных обстоятельствах они могут всплыть из погружения даже через десятки лет, например, в сновидении, в состоянии гипноза, в форме криптомнезии (нарушение памяти, при котором исчезает различие между действительно происходящими событиями и событиями, увиденными во сне, либо теми, о которых больной читал или слышал), или же благодаря освежению ассоциаций, связанных с забытым содержанием. Далее, опыт учит нас, что сознательные содержания могут пропадать под порогом сознания, не слишком много теряя в своей ценности, путем интенционального забывания, которое Фрейд называл вытеснением тягостных содержаний. Подобное же явление возникает при диссоциации личности, при разложении целостности сознания вследствие сильного аффекта или в результате нервного шока, или же при распаде личности в шизофрении.

Мы знаем также из опыта, что чувственные перцепции (восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств) вследствие их малой интенсивности или вследствие уклонения внимания не доходят до сознательной апперцепции (психический процесс, благодаря которому новое содержание настолько приобщается к уже имеющимся, что его обозначают как понятое, постигнутое или ясное). И все-таки становятся психическими содержаниями благодаря бессознательной апперцепции, что опять-таки может быть доказано, например, гипнозом. То же самое может происходить с известными умозаключениями и другими комбинациями, которые вследствие своей слишком незначительной ценности или вследствие уклонения внимания, остаются бессознательными. Наконец, опыт учит нас и тому, что существуют бессознательные психические сочетания, например, мифологические образы, которые никогда не были предметом сознания и, следовательно, возникают всецело из бессознательной деятельности.

В этих пределах опыт дает нам основание для признания существования бессознательных содержаний. Но опыт ничего не может поведать нам о том, чем может быть бессознательное содержание. Было бы праздным делом высказывать об этом предположения, потому что невозможно обозреть все, что только могло бы быть бессознательным содержанием. Где лежит низший предел сублиминальных (противоположных вытесняемым, то есть "поднимаемых в верх") чувственных перцепций? Существует ли какое-либо мерило для тонкости или пределов бессознательных комбинаций? Когда забытое содержание окончательно угасло? На все эти вопросы ответов нет.

Но уже приобретенный нами опыт о природе бессознательных содержаний все же позволяет нам установить некоторое общее их подразделение. Мы можем различать личное бессознательное, охватывающее все приобретения личного существования, и в том числе забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и прочувствованное. Но наряду с этими личными бессознательными содержаниями существуют и другие содержания, возникающие не из личных приобретений, а из наследственной возможности психического функционирования вообще, именно из наследственной структуры мозга. Таковы мифологические сочетания, мотивы и образы, которые всегда и всюду могут возникнуть вновь помимо исторической традиции или миграции. Эти содержания я называю коллективно-бессознательными. Подобно тому, как сознательные содержания участвуют в определенной деятельности, так участвуют в ней и бессознательные содержания, как показывает нам опыт. Как из сознательной психической деятельности возникают известные результаты или продукты, точно также создаются продукты в бессознательной деятельности, например, сновидения или фантазии. Было бы праздным делом предаваться спекулятивным соображениям о том, сколь велико участие сознания, например, в сновидениях. Сновидение является, представляется нам, мы не создаем его. Конечно, сознательная репродукция, или даже уже восприятие, изменяет в нем многое, однако не отменяя того основного факта, что здесь имеет место некое творческое возбуждение, возникающее из бессознательного.

Функциональное отношение бессознательных процессов к сознанию мы можем называть компенсационным. Компенсационная функция бессознательного выступает на свет тем отчетливее, чем более односторонней оказывается сознательная установка, чему патология дает богатые примеры."

К. Г. Юнг, Психологические типы, М., "Университетская книга", "Аст", 1998 г., стр. 503 - 506.

Голограмма

Голография - способ записи и восстановления волнового поля, основанный на регистрации интерференционной картины, которая образована волной, отраженной предметом, освещаемым источником света (предметная волна), и когерентной с ней волной, идущей непосредственно от источника света (опорная волна).

Зарегистрированная интерференционная картина называется голограммой. Основное свойство голограммы, отличающее ее от фотографического снимка, состоит в том, что на снимке регистрируется лишь распределение амплитуды падающей на опорную волну предметной световой волны, в то время как на голограмме, кроме того, регистрируется и распределение фазы предметной волны относительно фазы опорной волны.

Голограмма при освещении опорной волной восстанавливает копию предметной волны (изображение объекта).

В тех случаях, когда при записи голограммы свет от каждой точки попадает на всю поверхность голограммы, каждый малый участок последней способен восстановить все изображение объекта. Однако меньший участок голограммы восстановит меньший участок волнового фронта, несущего информацию об объекте. Если этот участок очень мал, то качество восстановленного изображения ухудшается.

Физический энциклопедический словарь. Москва, "Советская энциклопедия", 1984, с. 129 - 131.

Инвазия

- (вторжение, нашествие). В таком состоянии в человеке безраздельно господствует теневая, бессознательная сторона психики, способная влиять и на сознательные процессы. Сознательный контроль достигает своего нижнего предела. По сути, это экстраординарные состояния, в которых от охваченного бессознательным здорового человека можно ожидать чего угодно.

…Они (наши предки) думали, что в таких случаях в человека вселяется дьявол или злой дух, или же, наоборот, - из него уходит душа. Расставаясь с душой, человек становится совсем другим, он как бы теряет себя.

К. Г. Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. "Рефл-бук", "Ваклер", 1998 г., стр. 29 - 31.

Инь - ян

Единство противоположностей. В Китае символизируется кругом, разделенным на равные части S-образной кривой: на темную женскую половину (инь) и светлую мужскую (ян). В центре каждой половинки маленький кружок, окрашенный в противоположный цвет. Созидательное напряжение, чередование и сплав инь - ян порождает изменение и движение, развитие и усложнение. Инь - женский символ, влажный, темный, пассивный, мягкий, уступчивый и интуитивный, ассоциируется с землей, долиной, деревьями и цветами, лунными животными и птицами. Ян - мужской символ, сухой, яркий, активный, твердый, несгибаемый, рациональный, ассоциируется с небом, горами, солнечными животными и птицами.

Д. Тресиддер. Словарь сиволов, М., "Фаир-пресс", 1999, с. 128.

Кватернио (quaternio)

Образующие алхимическое соединение (coniunctio) факторы представляются противоположностями, как противостоящими друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающими друг друга в силу своей взаимной влюбленности. Прежде всего они образуют дуальность; например, противоположностями являются: влажный - сухой, холодный - теплый, высший - низший, дух-душа - тело, небо - земля, огонь - вода, мужской - женский, живой - мертвый, Солнце - Луна. Часто полярность представляет собой четверку (quaternio), когда пары противоположностей пересекаются друг с другом, как это происходит с четырьмя элементами или четырьмя качествами (влажный, сухой, холодный, теплый), четырьмя направлениями или четырьмя временами года, в результате возникает крест как эмблема четырех элементов и символ подлунного физического мира.

Противоположности и их символы часто встречаются в алхимических текстах. Принимая во внимание двусмысленность языка алхимиков, стоит поближе познакомиться с манерой, в какой противоположности преподносятся в этих текстах. Очень часто противоположность мужской/женский обозначается как Король и Королева, красный мужчина и белая женщина, сын и дочь короля. Териоморфные символы распространены в не меньшей степени. Я бы упомянул орла и жабу, двух птиц или двух драконов - бескрылого и крылатого. Бескрылая птица мешает крылатой взлететь. Они символизируют Солнце и Луну, брата и сестру, соединенных посредством искусства, и др.

Возведение человеческой фигуры в ранг царя или божества и, с другой стороны, представление ее в териоморфной форме, указывает на транссознательный характер пары противоположностей. Они не принадлежат эго-личности, а располагаются по обеим сторонам от нее. Эго-личность занимает промежуточную позицию, подобно "душе, расположенной между добром и злом". Пары противоположностей составляют феноменологию парадоксальной самости, совокупности человека. Вот почему символизм использует космические выражения, типа небеса/земля.

Quaternio (кватернио, четверка) противоположностей показана на интересной иллюстрации Viridarium chymicum (fig. XLII) Столцентберга, которую также можно обнаружить в Phylosophia Reformata Милиуса (1622, р.117). Богини представляют четыре времени года в круге Зодиака (Овен, Рак, Весы, Козерог) и, в то же самое время, - четыре ступени нагрева, равно как и четыре элемента, соединившиеся за круглым столом. Синтез элементов достигается посредством кругового движения во времени, которое совершает Солнце по домам Зодиака.

В Consilium coniugii имеется сходное кватернио с четырьмя качествами, расположенными "как комбинация двух противоположностей - холода и влаги, враждебных теплу и сухости". Другие кватернио: "Камень в начале является стариком, а в конце - юношей, потому что albedo (белое) появляется в начале, а rubedo (красное) - в конце. Еще одно кватернио можно проследить в высказывании Бернарда Тревисануса: "Высшее обладает природой низшего, а восходящее обладает природой нисходящего".

Следующая комбинация взята из Tractatus Micreris: В нем (Индийском Океане) имеются образы неба и земли, лета и осени, зимы и весны, мужчины и женщины. Если ты называешь это духовным, ты, вероятно, прав; если - материальным, ты говоришь истину; если - небесным, ты не лжешь; если - земным, ты хорошо сказал". Здесь мы имеем дело с двойным кватернио.

Двойное кватернио или "восьмерка" обозначает совокупность, то есть то, что одновременно является небесным и земным, духовным и материальным, и находится в Индийском Океане, то есть в бессознательном.

В средние века считалось, что принципы четырех миров - божественного, небесного, земного и адского - соответствуют друг другу. Как правило, речь шла о трех мирах, что соответствовало Троице: небо, земля, ад. Триады были известны и в алхимии. Самой важной из них была: Сера, Ртуть, Соль. Считалась, что она соответствует Троице. Изящность этой формулы в том, что Ртуть по своей природе андрогинна. Ее эквивалентом в небесном царстве является планетарная пара Солнце и Луна, в божественном - Христос в его таинственной андрогинности, "мужчина, заключенный в женщине", то есть жених и невеста. Это триада - замаскированная четверка (по причине двойственности центральной фигуры): Ртуть не только разделена на мужскую и женскую половины, но является ядовитым драконом и, вместе с тем, небесным lapis (философским камнем). Из этого следует, что дракон аналогичен дьяволу, а lapis - Христу, что соответствует церковному взгляду на дьявола, как на автономного визави Христа.

Христианская Троица тоже является четверкой, замаскированной под триаду, и может сохраниться как таковая только посредством исключения четвертого действующего лица божественной пьесы. Если бы это действующее лицо было введено в состав ее участников, то это была бы уже не Троица, а христианская четверка. В течение долгого времени в этом существовала психологическая потребность, что явно видно из средневековых картин, изображающих Успение и Увенчание Девы; она была также ответственна за возведение ее в ранг примирительницы, соответствующей рангу Христа, как примирителя, с той лишь разницей, что Мария только передает благодать, а не создает ее. В появившемся в последнее время толковании догмы Успения подчеркивается включение в Троицу не только души, но и тела Марии.

К.Г. Юнг. Mysterium Coniunctionis. Издательство "Рефл -бук", "Ваклер", 1997г., стр. 19 - 24, 185 - 188.

Локи

В скандинавской мифологии бог из асов, который иногда вступает во враждебные отношения с другими богами, насмехается над ними, проявляя причудливо-злокозненный характер, хитрость и коварство. Он - отрицательный вариант культурного героя (положительный - Один), мифологический плут-трикстер (трюкач) с отчетливой хтонической шаманской окраской.

Мифология. Большой энциклопедический словарь, М., Большая Российская энциклопедия, 1998, с. 321 -322.

Относится к многочисленной плеяде богов-обманщиков из мифологемы планеты Меркурий. Имеет сходство с Гермесом, который, едва родившись, украл у Аполлона стадо коров, двух их них тут же съел, но не признался в содеянном даже Зевсу, продолжая отпираться. Неизвестно кончилось бы когда это дело, если бы Аполлон не согласился поменять коров на лиру, изготовленную Гермесом по дороге из панциря большой черепахи.

Семира и В. Веташ. Астрология и мифология, СПб., "Атон", 1998, с. 732 - 740.

Матрица

- прямоугольная таблица каких-либо элементов (чисел, математических выражений), состоящих из m строк и n столбцов. Если m=n, матрица называется квадратной. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры. Используется во многих разделах математики и физики, в частности при исследовании систем m линейных уравнений с n неизвестными.

Советский энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1982 г., стр. 781-782.

Мистицизм

Духовный поиск скрытой истины или мудрости, целью которого является связь с Богом или священным (трансцендентным) началом. Различные формы мистицизма встречаются во всех основных религиях, в шаманских и других экстатических практиках, даже в светской жизни.

Индуизм является религиозной системой, легче всего поддающейся мистическому истолкованию. Традиционная йога представляет собой специальную духовно-телесную практику, которая позволяет небольшому числу избранных достичь мистического прозрения.

Большинство буддийских школ подчеркивают значение медитации и созерцания как средства достижения Нирваны. Однако каждая из традиций предлагает собственные методы спасения. Наибольший интерес представляют мистические учения ваджраяны и дзэн. Тибетская ваджраяна или тантрический буддизм совмещают в себе йогу, философию Абсолюта и усложненный символический язык, которые ведут к мистическому экстазу.

Возникновение суфийского мистицизма было вызвано потребностями верующих, не удовлетворенных традиционным религиозным опытом ислама.

Иудейский мистицизм основывался на видениях библейских пророков и апокалиптических образах постбиблейского иудаизма. Наиболее характерным и глубоким течением в иудаистком мистицизме является каббала.

В отличие от эзотерических учений Востока христианский мистицизм нашел наиболее яркое выражение в разнообразных еретических движениях. Гностики, полагавшие, что зло изначально присуще материи, многое заимствовали из иудейского мистицизма, зороастризма и других восточных религий.

Со времен Средневековья в западной философии существует течение, которое можно условно назвать "космическим мистицизмом". Наиболее яркое выражение он получил в философской системе Спинозы и в литературных произведениях Гете. Мир кажется человеку абсурдным и страшным, но если он отождествит себя со строением и целями этого мира, то сумеет найти в нем мистический смысл.

Энциклопедия мистических терминов, М., Локид-Миф, 1998, с. 328 - 330.

Оккультизм

(От латинского слова occultus - скрытый)

Мистическая дисциплина, исследующая сверхъестественные явления и методы их использования.

Оккультисты утверждают, что человеческие возможности практически безграничны: каждый из нас при должной тренировке может научиться предсказывать будущее, передвигать предметы взглядом, видеть сквозь стены и совершать множество других "чудес". Поэтому религиозные лидеры обвиняют оккультистов в "сотрудничестве с Дьяволом", а ученые подозревают в мошенничестве. На Западе термин "оккультизм" приобрел отчасти бранный оттенок, но в других частях света (например, в Индии и Китае) оккультные верования нисколько не противоречат преобладающим представлениям о мире и человеке.

Принято считать, что в основе оккультных практик лежит древняя "тайная философия", которая опирается, с одной стороны, на магию и алхимию эллинистического периода, а с другой стороны - на иудейский мистицизм. Среди источников важнейшими являются иудейская каббала и Corpus Hermeticum, сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, которые посвящены вопросам астрологии, духовного возрождения и др.

Энциклопедия мистических терминов, М., Локид-Миф, 1998, с. 359 - 360.

Операторы

в квантовой теории - понятие, широко используемое в математическом аппарате квантовой механики и квантовой теории поля (КТП). Операторы служат для сопоставления с определенной волновой функцией (или вектором состояния) j другой определенной функции (или вектора) j'. Если j - вектор, компоненты которого можно представить в виде столбца чисел, то оператор представляет собой квадратную таблицу - матрицу.

Уравнения квантовой механики могут быть формально записаны точно в том же виде, что и уравнения классической механики, если заменить физические величины, входящие в уравнения классической механики, соответствующими им операторами. Различие между квантовой и классической механикой сведется тогда к различию алгебраическому.

Физический энциклопедический словарь, Москва, "Советская энциклопедия", 1984 г., стр. 488 - 489.

В классической динамике операторы действуют в фазовом пространстве, в то время как в квантовой механике операторы действуют в координатном или в импульсном пространстве.

И. Пригожин, От существующего к возникающему. М., "Наука", Главная редакция физико-математической литературы, 1985, с. 44.

Понятие

В философии форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

В логике понятие определяется как мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Советский энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1982, с. 1051.

Прежденебесное и посленебесное

(Кит. "сянь-тянь" и "хоу-тянь")

Категории даосской метафизики, приблизительно соответствующие непроявленному и проявленному, нерожденному и рожденному, вечному и бренному, абсолютному и относительному. В русскоязычной литературе используется несколько вариантов перевода этих терминов; наиболее распространенные из них: "пренатальное и постнательное" и "изначальное и временное".

Даосы утверждают, что всякое вещество, известное в материальном мире, существует в прежденебесном и посленебесном виде. Применительно к человеку это означает, что Три Сокровища его жизни - семя, энергия и дух (Цзин, Ци, и Шэнь) - существуют еще до его рождения в виде абстрактных, не проявленных качеств и входят в оплодотворенное яйцо в момент зачатия; они лишены формы и неразрывно едины. С момента рождения Три Сокровища разделяются, начинают развиваться в посленебесных формах, которые подвержены истощению и разрушению. Небольшое количество прежденебесных веществ сохраняется в организме в виде резерва, используемого в чрезвычайных ситуациях (например, при размножении).

Система психофизического тренинга, разработанная даосскими мудрецами (даосская йога), направлена на то, чтобы приостановить расход прежденебесных веществ и научиться пополнять их запас, черпая прежденебесные вещества из пищи и воздуха. Более сложная техника "внутренней алхимии" (Нэй-гун) учит преобразовывать посленебесные вещества собственного организма, возвращая их в исходное прежденебесное состояние. Чтобы все элементы тела (включая тонкие энергии и дух) обрели прежденебесную форму неподверженную тлению. А человек стал бессмертным.

Энциклопедия мистических терминов, М., "Локид-миф", 1998, с. 402 - 403.

Руны

Руническая система использовалась скандинавскими и германскими племенами северной Европы для магических и религиозных целей. Первые примеры рун, фонетически представляющих язык, датируется примерно вторым веком до н.э. До этого времени руны были главным образом магической системой пиктограмм, представляющих природные силы. Считалось, что, обращаясь к соответствующей руне, человек мог установить контакт с природной силой, представленной этим символом. Эти силы были тайными союзниками, знающий человек мог использовать их для различных целей.

Верховным жрецом и магом народа был шаман. На нем лежала обязанность обеспечить хороший урожай, успех охоты и плодовитость женщин. Он владел тайной рун. С их помощью мог благословлять и проклинать, приносить вред и исцелять. Мог предсказывать и гадать по рунам, и эта способность высоко ценилась всеми от вождей до простых крестьян.

Лиза Пешель. Классические руны, М., "КСП", 1999, с. 3 - 12.

Мудрость рун (согласно скандинавской мифологии) получил бог Один, для чего принес себя в жертву и девять дней висел на мировом дереве, пронзенный копьем.

Семира и В. Веташ. Астрология и мифология, Спб., "Атон", 1998, с. 863.

Древнегерманский рунический алфавит называют Футарк. Всего рун 24. Они соответствуют 22 классическим старшим арканам Таро.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем, М., "Локид-миф", 1999, с. 428 - 430.

Свастика

"Хочу еще рассказать вам про свастику. Мне она была известна только как нацистский символ, поэтому возникли неприятные ассоциации. Чтобы приблизиться к истине, посмотрел книжку "Словарь символов1". Оказывается это очень древний и очень распространенный символ. Знак жизненных сил, солнечной энергии и возрождения. Свастика, закрученная влево - буддийский символ бесконечных циклов существования. Что еще нужно отметить, пока не забыл? Она связана с четырьмя богами ветров, сторонами света и временами года. Ее загнутые концы образуют квадрат, окружающий статический центр. Так написано в книжке.

Я был потрясен совпадением. Что получается? Квадрат, окружающий статический центр, - это матрица с центром "Я". Связанная накрепко, в одно целое с энергиями и цикличностью существования. То, что я придумал сам, то, что рассказал нам Маг, было известно людям в глубокой древности. Для них тогда, как и для нас теперь, это - символ управляющих воздействий, влияния божественных сил", - отрывок из главы 12 романа "Жемчужные ворота в вечность".

1. Джек Тресиддер. Словарь символов. М., "ФАИР - ПРЕСС", 1999 г., с. 321 - 323.

Тень - см. Трикстер



Термин

(От латинского terminus предел, граница) - слово или сочетание слов, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. В логике - составной элемент суждения или силлогизма.

Словарь иностранных слов. М., "Русский язык", 1988, с. 492.

Трикстер

"Любопытную комбинацию типичного мотива трикстера, - пишет Юнг в статье "О психологии образа трикстера", - мы можем найти в алхимической фигуре Меркурия. Например, его любовь к шуткам и лукавые проделки, его способность изменять свой облик, его двойственную природу, наполовину животную, наполовину божественную, его способность противостоять всем испытаниям и, наконец, его близость к образу Спасителя.

Мотив трюкача проявляется не только в мифической форме, но также присущ ничего не подозревающему современному человеку, когда он чувствует себя игрушкой в руках случая, который парализуют его волю и действия своим откровенно злым умыслом.

Трикстер представлен противоречивыми тенденциями бессознательного и в некоторых случаях - подобием второй личности детского или подчиненного характера. Я думаю, что нашел подходящее определение для этого компонента характера, когда назвал его Тенью. На культурном уровне он воспринимается как личные ошибки и промахи, которые потом рассматриваются как дефекты сознательной личности. Мы уверены, что в карнавальных или им подобным обычаях мы находим пережитки коллективного образа Тени, которая доказывает, что личная Тень часто коренится в коллективной фигуре сознания. Эта коллективная фигура постепенно разрушается под воздействием цивилизации, оставляя в фольклоре следы, которые трудно распознать. Но основная часть олицетворяется и становится предметом личной ответственности.

Процесс цивилизации начинается в рамках цикла трикстера, и это ясное указание на то, что первобытное состояние преодолено. Черты бессознательного отпадают от трюкача; и вместо грубых, диких и бесчувственных действий, к концу цикла его поведение становится целенаправленным и осмысленным. Эта переоценка прежней бессознательности проявляется даже в мифах, и возникает вопрос, что же случилось с негативными качествами. Разум смог освободиться от размышлений о зле и перестал быть обязанным существовать в нем.

Так называемый цивилизованный человек забыл трюкача. Он вспоминает только переносный или метафорический смысл его образа, когда, раздраженный собственной беспомощностью, говорит о судьбе, играющей с ним злые шутки, или о заколдованных вещах. Он не подозревает, что его собственная скрытая Тень обладает качествами, которые превосходят его самые дикие сны…".

К.Г. Юнг. Алхимия снов, СПб., "Тимошка", 1997, с. 253 - 268.

Уроборос

- змея, свернувшаяся в кольцо и пожирающая свой хвост, - олицетворение вечного движения Вселенной, символ Единства и бесконечности, не имеющей ни начала, ни конца.

Уроборос, который бесконечно возвращается к исходной точке и не способен подняться на более высокий духовный уровень, напоминает также сансару, буддийское колесо существования, бесконечную цепочку превращений

Надя Жюльен, Словарь символов, Урал LTD, 1999, с. 434.

Функции сознания

В сознании мы можем различить несколько функций. Благодаря им сознание может быть сориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Под эктопсихическим я понимаю отношение между содержаниями сознания и данными, поступающими извне. Это система ориентации, связывающая человека с данными ему посредством ощущений внешними фактами. С другой стороны эндопсихика - это система отношений между содержаниями сознания и постулированными выше бессознательными процессами.

Рассмотрим эктопсихические функции. Прежде всего это - ощущения, функции наших органов чувств. Под ощущением я понимаю то, что французские психологи называют функцией реальности, которая составляет совокупность всего осознаваемого мною о внешних факторах, данных мне через функцию моих органов чувств. Ощущение говорит мне, что нечто есть: оно не говорит мне, что есть это нечто, оно вообще не говорит мне ничего об этом нечто, кроме того, что оно есть.

Далее мы выделяем функцию мышления. …Мышление в своей простейшей форме сообщает нам о том, что есть данная вещь. Оно дает имя вещи, прилагает понятие, поскольку мышление означает восприятие и суждение. В немецкой психологии это называется апперцепцией.

Для обозначения третьей функции мы заимствуем из повседневного языка слово "чувство". …Благодаря тональности чувства мы узнаем о ценности вещи. Например, чувство может показать, нравится нам эта вещь или нет. Иначе говоря, оно показывает, чего эта вещь для вас стоит. Без определенной чувственной реакции невозможно воспринять ни одного явления. У вас всегда есть определенный чувственный настрой…. С точки зрения чувства объекты различаются не только фактически, но и ценностно.

И, наконец, о четвертой функции. Можно было бы думать, что для создания целостной картины мира достаточно знать о том, что нечто есть, о том, что есть это нечто, и о том, чего он стоит. Однако существует еще одна категория - время. Вещи имеют прошлое и будущее. Они откуда-то приходят и куда-то уходят, и вы не знаете, откуда и куда они идут, но у вас есть то, что американцы называют чутьем. Такой пример - вы не знаете, какова будет цена данных акций через некоторое время, но чувствуете, что она возрастет. Это называется интуицией.

Интуиция - это функция, с помощью которой можно видеть то, что происходит "за углом", что, собственно говоря, невозможно; но кто-то как будто делает это за вас, и вы ему доверяете. …И оказавшись в неожиданной ситуации, не имея устоявшихся понятий и ценностей, вы тоже будете вынуждены положиться на свой интуитивный дар.

Первой эндопсихической функцией будет память. Функция памяти (или репродукции) связывает нас с тем, что ушло из сознания, с подсознательным, с тем, что вытесняется или подавляется. Такую способность воспроизводить бессознательные содержания, мы называем памятью. Это первая функция, которую мы можем ясно различить во взаимодействии сознания с теми содержаниями, что в данный момент времени находятся вне поля зрения.

Со второй эндопсихической функцией дело обстоит сложнее. Сперва я дам название: субъективные компоненты сознательных функций. Сейчас, надеюсь, вы все поймете. Например, встретив человека, которого вы никогда раньше не видели, вы, естественно, что-то о нем подумаете. Но вы не всегда рискнете высказать это; вполне возможно, что ваше мнение неверно и ничего общего не имеет с этим человеком. Это как раз и есть субъективная реакция. Подобную реакцию вызывает и та или иная вещь либо ситуация в целом. Независимо от объекта, сознательная функция всегда сопровождается субъективной реакцией.

Теперь займемся третьим эндопсихическим компонентом (функцией его не назовешь). В случае с памятью мы еще можем говорить о функции, в известной степени подвластной волевому или сознательному контролю. Хотя нередко она отказывает самым нелепым образом. В еще большей мере сказанное относится к субъективным компонентам и реакциям. Но совсем неважно обстоит дело с эмоциями и аффектами. Это очевидно уже не функции а события: при эмоциях вас буквально заносит, ваше послушное приличиям эго устраняется, и его место занимает некто другой. В таких случаях мы говорим: "он вне себя", "бес попутал" или "что на него нашло?", ибо такой человек выглядит одержимым.

Это состояние, при котором человеком овладевает то, что у него внутри, и он не в силах этому противостоять. Он может сжать кулаки, сцепить зубы, но, тем не менее, он уже не принадлежит себе.

Четвертый эндопсихический фактор я называю инвазией (вторжение, нашествие). Здесь безраздельно господствует теневая, бессознательная сторона психики, способная влиять и на сознательные процессы. Сознательный контроль достигает своего нижнего предела. По сути, это экстраординарные состояния, в которых от охваченного бессознательным здорового человека можно ожидать чего угодно.

…Они (наши предки) думали, что в таких случаях в человека вселяется дьявол или злой дух, или же, наоборот, - из него уходит душа. Расставаясь с душой, человек становится совсем другим, он как бы теряет себя.

К. Г. Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. "Рефл-бук", "Ваклер", 1998 г., стр. 18 - 21, 29 - 31.

Ци

(Кит. "дыхание"). В даосской метафизике - тонкая энергия, которая активирует все функции и движет всеми процессами человеческого организма, в зависимости или вне зависимости от нашей воли. Иногда переводится как "пневма" или "прана". В своем прежденебесном (см. Прежденебесное и посленебесное) аспекте ци - это изначальная сила, пронизывающая всю вселенную и проявляющаяся в виде света, тепла и прочих вселенских энергий. Человеческие проявления ци - это различные энергии, связанные с системой основных органов человека, а также температура тела, дыхание, пульс и прочие биоэнергетические явления.

Человек получает изначальную прежденебесную ци из двух источников. Один из них - преобразование прежденебесного "семени", хранящегося в надпочечниках и половых железах. Такая энергия называется юань-ци ("изначальная энергия") и каждый из нас с рождения обладает ею в ограниченном количестве. Другой источник - небо, за которым находится космос.

Посленебесная ци располагается в груди и тесно связана с дыханием и кровообращением, сердцем и легкими. Ее источник - вода, пища, лекарственные растения и все, что поддерживает нашу жизнедеятельность. Процесс усвоения посленебесной ци можно усовершенствовать с помощью системы дыхательных упражнений, называемой цигун (делание энергии).

Энциклопедия мистических терминов, М., "Локид-миф", 1998, с. 528.

Чакры и энергетические каналы

(Санскрит. круг, колесо). В индийской метафизике - незримый центр тонкой (энергетической) физиологии человека. Чакры расположены вдоль позвоночного столба от промежности до макушки головы; разные источники по разному оценивают их количество и функции. Наиболее древней является система из четырех чакр; наиболее распространенной в настоящее время - система из семи чакр. Широко известная на Западе благодаря теософам и оккультистам. Здесь существует традиция отождествлять чакры с теми или иными эндокринными железами и зонами мозга.

Энциклопедия мистических терминов, М., "Локид-миф", 1998, с. 530.

Есть системы в структуре которых упоминают 13, 21 и 49 энергетических центров (чакр). Хотя наиболее широко известна из литературы система из семи энергетических центров вдоль позвоночника и Юкта-Тривени (санскрит. - тройной узел освобождения) - трех центральных энергетических каналов (нади) - меридианов Сушумна, Ида и Пингала. По индийской традиции в человеке насчитывается 64000 (72000) нади, соединяющих чакры с внутренними органами. Переплетаясь множество нади образуют тонкое тело.

Ида известна и как Чандра (лунная)-нади, обеспечивает ток энергии вниз от левой ноздри до левого яичка (яичника). Этот канал по природе своей женский, по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингала известна и как Сурья (солнечная)-нади, начинается в правом яичке (яичнике) и направлена к правой ноздре, принадлежит к мужскому началу, проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумна проходит через внутреннюю часть позвоночного столба, соприкасаясь с падмой каждой из чакр. С ней рядом расположены Ида и Пингала. Вместе образуя Юкта-Тривени они поднимаются спирально вверх, а затем соединяются в точке, называемой Брахма-двар (двери Брахмы).

Сушумна относится к эфирному телу человека. В ней заключены еще три более тонкоматериальных канала: Ваджрини-нади (блистающая как солнце); внутри нее бледная Читтрини -нади, а в ней еще более тонкая блистающая Брахма-нади, по которой и восходит вверх основной энергетический поток от Муладхара-чакры до Сахасрары в макушке головы. Этот канал для силы Кундалини - "змеи", которая дремлет в Муладхаре и, пробуждаясь, поднимается по этому каналу сквозь все чакры.

Семь чакр расположены в следующем порядке (сверху - вниз): Сахасрара, Аджна, Вишудха, Анахата, Манипура, Свадхистана, Муладхара.

Вообще чакра представляет собой энергетический вращающийся конус, вершина которого (падма) лежит на позвоночнике, а основание выходит на переднюю поверхность тела.

Применительно к конкретному человеку чакры действуют не изолировано, а образуют особые сочетания, комплексы или "треугольники сил". Характер доминирующих силовых треугольников соответствует духовному уровню развития человека. На высоких стадиях доминирует верхний треугольник из трех головных центров.

1-ая чакра Сахасрара

1000-лепестковый лотос, высшая духовная чакра (вне интеллектуального освоения), место пребывания Атмана. Находится вне тела, над макушкой. В ауре видна в виде фонтана золотистого света, исходящего из макушки головы. У основания фонтана располагается 1000-лепестковый лотос (20 слоев по 50) всех мыслимых цветов. Связана с космическим сознанием и просветлением. Считается, что в этом месте энергия Кундалини встречается с Чистым Сознанием

2-ая чакра Аджна

2-лепестковый лотос, "третий глаз". Правая сторона этого лотоса имеет бледно-розовый цвет, левая - бледно-фиолетовый. Расположена на уровне центра лба между бровей, ее падма - между II и III шейными позвонками. На уровне этой чакры происходит слияние Иды и Пингалы с Сушумной.

Физический орган чакры - шишковидная железа, находящаяся в третьем желудочке мозка.

Управляет динамическим умом, волей, видением, ментальными образами. Раскрытие чакры дает ясновидение и яснослышание.

3-ья чакра Вишшудха

16-лепестковая чакра. Лотос зеленовато-синего цвета, чередуются лепестки с меньшей и большей насыщенностью цветом. Горловой центр. Чакра расположена на середине шеи, ее падма локализуется между VI и VII шейными позвонками. Соответствующим органом является щитовидная железа. Связана со слухом, творчеством и самовыражением

4-ая чакра Анахата

12-лепестковый лотос, сердечный центр Хрит-падма, носит также названия "Престол сознания", "Колесо жизни", "Чаша", "Небесная ось". Расположена в центре груди, ее падма находится между IV и V грудными позвонками. С каждым лепестком чакры связан один из главных акапунктурных каналов, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой. На физиологическом уровне соответствует тимусу. Ее раскрытие способствует ясновидению и яснослышанию. Ассоциируется с воздухом и органами дыхания.

5-ая чакра Манипура

10-лепестковый лотос, носит названия "Жемчужный город", "Пупочный лотос". Расположена в области пупка. Соответствующим органом являются надпочечники. Связана со зрением, жизненной силой, энергией самосохранения.

6-ая чакра Свадхистана

6-лепестковый лотос с лепестками красного цвета, сексуальный центр. Чакра расположена выше лобка, управляет внутренней жизнедеятельностью, осуществляет извлечение праны. Иногда отождествляется с селезенкой и поджелудочной железой.

7-ая чакра Муладхара

4-лепестковый лотос, называется также "Нижний лотос", "Корень", "Основание сосуда". Чакра расположена на уровне копчика. Контролирует внешние половые органы и репродуктивную систему, связана с инстинктом продолжения рода. Является хранилищем гигантского количества энергии, символизируемой змеей Кундалини.

При непробужденной Муладхаре человек может тратить огромное количество энергии на половые излишества. Работа по раскрытию Муладхары является основой индусской и буддийской йоги. Считается, что подъем Кундалини дает импульс для раскрытия остальных чакр.

А.М. Степанов. Акупунктура. Древние и современные взгляды на явление. http//delphis.ru/Stepanov 1.PDF

Энциклопедия мистических терминов, М., "Локид-миф", 1998, с. 41 - 42, 132, 299, 342, 435, 436.

Этология

(от греческого ethos - обычай, нрав, характер), биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения. В современном виде этология возникла в 30-е годы 20-ого века главным образом благодаря работам К. Лоренца и Н. Тинбергена.

Советский энциклопедический словарь, М., "Советская энциклопедия", 1982, с. 1574.

Юнг Карл Густав (1875 - 1961гг.) - известный швейцарский психолог, психиатр и философ. Является одним из основателей глубинной психологии, которая изучает глубинные уровни психики личности, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы.

Итогом его долгой научной деятельности являются не только два десятка толстых томов Собрания сочинений, к которым постепенно прибавляются все новые (недавно вышли три тома его писем, несколько томов с записями семинаров). Юнг был психотерапевтом-практиком, он 60 лет лечил людей. Основные положения его учения связаны с наблюдениями практикующего врача, они не "вымышлены". Но главным источником знаний о человеческой душе для Юнга служил внутренний опыт, глубокое погружение в собственное бессознательное, продлившееся около шести лет.

В разработанной им "аналитической психологии" особенно большое место занимает введенное им понятие "коллективного бессознательного". В ходе своей терапевтической практики Юнг обнаружил многие факты, свидетельствующие о том, что в снах и бредовых фантазиях его пациентов имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами и даже древнейшими космологическими идеями. В этом проявляется, по его мнению, основное содержание наиболее глубокого уровня человеческой психики - коллективного бессознательного, то есть психических первообразов, или архетипов.

Мысль об архетипах, или первообразах, присутствует в европейской мистической философии еще со времен Платона, который утверждал, что всякая земная вещь - всего лишь тень совершенной "идеи" или "формы", существующей вне пространства и времени, совершенной и бессмертной. Примерно то же Юнг говорил об образах, которые мы видим во сне. По его мнению, многие из этих образов - всего лишь частные проекции того или иного архетипа, который проявляется в форме, доступной нашему сознательному восприятию. Такие архетипические образы можно встретить не только в сновидениях, но и в литературе, живописи, скульптуре; но наиболее четкие проекции архетипов, проливающие свет на их сокровенную сущность, можно найти только в традиционных формах культуры: мифологии, фольклоре, религиозно-мистической символике.

Идеи Юнга, не имевшие никакого материального обоснования, постоянно подтверждались его успешной врачебной практикой. Первоначально Юнг применял гипноз и ассоциативный тест, потом отказался от них и стал строить свою работу исключительно на анализе сновидений. Его усилия были направлены на то, чтобы пробудить в пациенте мифологическое или религиозное сознание и, тем самым, помочь ему восстановить утраченную целостность личности. Этот процесс Юнг называл индивидуацией. Он считал, что сознание не должно конфликтовать с бессознательным, а выработать приемлемую форму взаимодействия с ним; примеры таких форм взаимодействия он находил в ритуалах и догмах традиционных религий.

"Я часто видел, - писал он на склоне лет, - как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило, исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности".

Юнг часто сравнивал свою методику со средневековой алхимией. По его мнению, "философский камень" алхимиков не был материальным предметом. Его следовало вырастить в своей душе, последовательно пройдя вместе с химическими веществами все четыре стадии их превращения. Подтверждение этому Юнг находил в текстах древнекитайских алхимиков, утверждавших, что "пилюля бессмертия" должна выплавляться внутри человеческого организма.

Изучая алхимию и связанные с ней мистические учения: гностицизм, каббалу и предсказательные карты Таро, Юнг пришел к выводу о неполноте христианской Троицы. Он убедился в том, что полный символ данного архетипического ряда должен быть четверицей, то есть включать в себя образ Божественной Матери, олицетворяющей Землю и одновременно являющийся символом анимы.

Очевидно, успехи Юнга проистекали из того, что сам он, в известном смысле, был своим первым пациентом. Всю жизнь он стремился осознать смутные веления бессознательного, и каждый новый пациент становился для него новой ступенью в постижении самого себя. Его аналитическая психология постепенно переросла границы чисто психологической теории и превратилась в оригинальную философскую систему. Подводя итоги своей жизни, он называл ее "историей самореализации бессознательного".

"Вся моя жизнь, - писал он, - это мой труд и моя духовная работа. Одно неотделимо от другого.

Все мои работы были своего рода поручениями, они были написаны по велению судьбы, по велению свыше. Мною овладевал некий дух, и он говорил за меня. Я никогда не рассчитывал, что мои работы получат такой мощный резонанс. В них было то, чего недоставало в современном мире, и я чувствовал, что должен сказать то, чего никто не хотел слышать. Поэтому вначале я так часто чувствовал себя одиноко. Я знал, что люди захотят уклониться от того, что сложно, что противоречит их сознательным установкам. Сегодня я могу сказать: меня и в самом деле удивляет тот успех, что выпал на мою долю, я меньше всего на это рассчитывал. Главное, чтобы было сказано то, что должно быть сказано. Мне кажется, я сделал все, что мог".

Юнг продолжал работать и в глубокой старости. В восемьдесят лет ему удалось закончить книгу по алхимии, над которой он работал более тридцати лет. Последняя книга, - "Человек и его символы" - в которой ему принадлежит большой первый раздел, писалась, когда ему было почти 85 лет.

К.Г. Юнг, Проблемы души нашего времени, Вступительная статья член-корреспондента РАН, директора института психологии А.В. Брушлинского "К читателю", Спб., "Питер", 2002 г., стр. 5 -9.

А. Руткевич, Предисловие к книге К.Г. Юнга, Аналитическая психология. Прошлое и настоящее, М., "Мартис", 1997 г., стр. 7 - 41.

Элизабет Вандерхилл, "Мистики ХХ века". Энциклопедия, М., "Локид" - "Миф", 1998 г., стр. 485 - 497.

Все права защищены
www.hermetism.ru
info@hermetism.ru