Герметизм
Герметизм

Введение в герметизм

Бог Тот и Гермес Триждывеличайший
Мистерии, откровения, пророчества
Преемственность
Алхимия
Новейшее время

Преемственность

C гибелью египетской цивилизации мистическое учение Гермеса не умерло, сохранилась и его духовно-философская традиция. Ее концепции стали основанием для создания религиозных течений разных по названиям, но одинаковых по сути. Основными постулатами этого учения являются Разум и Знание Бога, а не слепая вера в него: "Добродетель души есть Знание: тот, кто знает, тот благ, благочестив и уже божественен. Благочестие есть знание Бога, человек набожный преисполнен добродетели; он получает свои мысли от Бога, и они отличаются от мыслей толпы. Вот почему, те, кто в Знании, не нравятся толпе, и им толпа не нравится. Их считают безрассудными, над ними насмехаются, их ненавидят и презирают; их даже могут убить… Однако человек, боящийся Бога, сумеет все вынести, благодаря обладанию Знанием, полученным оком души". Оккультные знания герметического учения были настолько многогранны и всеохватны, что по праву могут считаться синтезом всех существовавших и существующих религиозных воззрений. Как институт Разума и Знания герметизм включал в себя комплекс оккультных дисциплин: космогонию, теологию, магию, астрологию, медицину и алхимию.

Восточный мир, после того как был объединен политически в одно целое, обрел единство культуры. В Александрии, где наряду с египтянами, проживали греки, иудеи, христиане и мусульмане происходило взаимное проникновение элементов религиозных идей различных теологических систем.

Неоплатоники, гностики, каббалисты, суфии, друзы "ливанской горы", масоны и алхимики, принимая или не принимая догмы официальных религий, оставались верны тайному учению избранных - герметизму.

В своих сообществах они хранили дух древних мистерий, через их ритуалы и обряды постигая глубинный смысл духовных истин, сокрытых вуалью тайных знаков, символов, аллегорий. Хотя существовало множество различных школ, этические принципы и программы занятий были общими. Герметисты стремились познать природу Бога, душу человека, законы природы, овладеть магическим искусством, обрести путь к бессмертию и Спасение. Очищение и воздержание считались непременным атрибутом подготовки неофитов. Полученные результаты проверялись, подтверждались или опровергались личным опытом, хотя не у всех хватало терпения пройти до конца даже один этап пути. Немногие из "званых" продолжали идти вперед, несмотря на трудности, страдания, душевные муки, возникающее порой отчаяние. Только им, мужественным, не свернувшим с избранного пути открывалась тайная завеса мудрости Гермеса Триждывеличайщего. Тогда они понимали, что человек подобен миру и содержит в себе все сущее: Солнце и Луну, Планеты и Созвездия, Бога и Дьявола, Царствие Небесное и Ад, Крест и Спасение. Знания приходили к ним из практики, через познание каждым собственной природы, через ощущение иной, невидимой реальности, которая, тем не менее, является столь же реальной частью человеческого существа, как и видимая. Ведь истина не рождается в спорах, а возникает из опыта. Любой убеждается, проверив на себе. Тогда он не станет спорить или кому-то доказывать, что душа человека образована восемью принципами или энергиями, а его характер есть совокупность качеств этих энергий, с их отрицательными и положительными значениями. Он это знает, а убеждать других в истинности чудесно открывшегося ему понимания сути вещей неблагодарное занятие; обычно люди начинают считать такого человека сумасшедшим или, в лучшем случае, чудаком. Но речь не о них, а о тех самых чудаках-философах, во все времена называвших себя герметистами и учениками Гермеса, почитавших за честь стать звеном в его золотой цепи.

Опыт душевных переживаний адепты герметизма получали в процессе медитации, видения "оком души". Запоминали или записывали "увиденное" и "услышанное" во время тихих бесед с Богом. В результате чего появлялись (и доныне появляются) труды мистиков, основой для написания которых, стал личный опыт познания. Что, судя по всему, предусматривалось божественным планом с самого начала драмы грехопадения в раю. Если вдуматься, то лишь стремление к познанию оправдывает страдания человеческого бытия. "Собирай плоды потому, что плоды дерева привели нас во тьму и проведут сквозь тьму",- говорил еще Альберт Великий. Поэтому яблоко становится не только символом познания добра и зла, но и символом бессмертия. Некоторым счастливцам удавалось его добыть, пусть только в мифах, легендах или сказках, как награду за страдания и победу в тяжких испытаниях.

Труды герметистов, их трактаты и манускрипты были написаны причудливым языком образов в виде легенд, сказок, притч или аллегорий. Так ведь и слово Божье святых писаний предстает перед нами именно в такой символической форме. Ибо, сказано в гностическом Евангелии от Филиппа, что "истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах".

Чтобы уловить смысл подобных писаний, нужно обладать ключом к пониманию божественных истин, зашифрованных столь причудливым способом. Срывая тайные покровы один за другим, "...мы проникнем туда путем символов презираемых и вещей слабых". Но, прежде нужно узнать природу этих образов и символов. Немудрено, что человеку не искушенному, не знавшему такого языка, попадись ему на глаза трактат Зосимы или другого алхимика, содержание показалось бы полнейшей чепухой, не имеющей отношения к реальной жизни.

Все права защищены
www.hermetism.ru
info@hermetism.ru