Введение в герметизм
Преемственность
C гибелью египетской цивилизации мистическое учение
Гермеса не умерло, сохранилась и его духовно-философская традиция. Ее
концепции стали основанием для создания религиозных течений разных по
названиям, но одинаковых по сути. Основными постулатами этого учения
являются Разум и Знание Бога, а не слепая вера в него: "Добродетель
души есть Знание: тот, кто знает, тот благ, благочестив и уже
божественен. Благочестие есть знание Бога, человек набожный преисполнен
добродетели; он получает свои мысли от Бога, и они отличаются от мыслей
толпы. Вот почему, те, кто в Знании, не нравятся толпе, и им толпа не
нравится. Их считают безрассудными, над ними насмехаются, их ненавидят
и презирают; их даже могут убить… Однако человек, боящийся Бога, сумеет
все вынести, благодаря обладанию Знанием, полученным оком души".
Оккультные знания герметического учения были настолько многогранны и
всеохватны, что по праву могут считаться синтезом всех существовавших и
существующих религиозных воззрений. Как институт Разума и Знания
герметизм включал в себя комплекс оккультных дисциплин: космогонию,
теологию, магию, астрологию, медицину и алхимию.
Восточный
мир, после того как был объединен политически в одно целое, обрел
единство культуры. В Александрии, где наряду с египтянами, проживали
греки, иудеи, христиане и мусульмане происходило взаимное проникновение
элементов религиозных идей различных теологических систем.
Неоплатоники,
гностики, каббалисты, суфии, друзы "ливанской горы", масоны и алхимики,
принимая или не принимая догмы официальных религий, оставались верны
тайному учению избранных - герметизму.
В
своих сообществах они хранили дух древних мистерий, через их ритуалы и
обряды постигая глубинный смысл духовных истин, сокрытых вуалью тайных
знаков, символов, аллегорий. Хотя существовало множество различных
школ, этические принципы и программы занятий были общими. Герметисты
стремились познать природу Бога, душу человека, законы природы,
овладеть магическим искусством, обрести путь к бессмертию и Спасение.
Очищение и воздержание считались непременным атрибутом подготовки
неофитов. Полученные результаты проверялись, подтверждались или
опровергались личным опытом, хотя не у всех хватало терпения пройти до
конца даже один этап пути. Немногие из "званых" продолжали идти вперед,
несмотря на трудности, страдания, душевные муки, возникающее порой
отчаяние. Только им, мужественным, не свернувшим с избранного пути
открывалась тайная завеса мудрости Гермеса Триждывеличайщего. Тогда они
понимали, что человек подобен миру и содержит в себе все сущее: Солнце
и Луну, Планеты и Созвездия, Бога и Дьявола, Царствие Небесное и Ад,
Крест и Спасение. Знания приходили к ним из практики, через познание
каждым собственной природы, через ощущение иной, невидимой реальности,
которая, тем не менее, является столь же реальной частью человеческого
существа, как и видимая. Ведь истина не рождается в спорах, а возникает
из опыта. Любой убеждается, проверив на себе. Тогда он не станет
спорить или кому-то доказывать, что душа человека образована восемью
принципами или энергиями, а его характер есть совокупность качеств этих
энергий, с их отрицательными и положительными значениями. Он это знает,
а убеждать других в истинности чудесно открывшегося ему понимания сути
вещей неблагодарное занятие; обычно люди начинают считать такого
человека сумасшедшим или, в лучшем случае, чудаком. Но речь не о них, а
о тех самых чудаках-философах, во все времена называвших себя
герметистами и учениками Гермеса, почитавших за честь стать звеном в
его золотой цепи.
Опыт душевных переживаний адепты герметизма получали в процессе медитации, видения "оком души".
Запоминали или записывали "увиденное" и "услышанное" во время тихих
бесед с Богом. В результате чего появлялись (и доныне появляются) труды
мистиков, основой для написания которых, стал личный опыт познания.
Что, судя по всему, предусматривалось божественным планом с самого
начала драмы грехопадения в раю. Если вдуматься, то лишь стремление к
познанию оправдывает страдания человеческого бытия. "Собирай плоды потому, что плоды дерева привели нас во тьму и проведут сквозь тьму",-
говорил еще Альберт Великий. Поэтому яблоко становится не только
символом познания добра и зла, но и символом бессмертия. Некоторым
счастливцам удавалось его добыть, пусть только в мифах, легендах или
сказках, как награду за страдания и победу в тяжких испытаниях.
Труды
герметистов, их трактаты и манускрипты были написаны причудливым языком
образов в виде легенд, сказок, притч или аллегорий. Так ведь и слово
Божье святых писаний предстает перед нами именно в такой символической
форме. Ибо, сказано в гностическом Евангелии от Филиппа, что "истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах".
Чтобы
уловить смысл подобных писаний, нужно обладать ключом к пониманию
божественных истин, зашифрованных столь причудливым способом. Срывая
тайные покровы один за другим, "...мы проникнем туда путем символов презираемых и вещей слабых".
Но, прежде нужно узнать природу этих образов и символов. Немудрено, что
человеку не искушенному, не знавшему такого языка, попадись ему на
глаза трактат Зосимы или другого алхимика, содержание показалось бы
полнейшей чепухой, не имеющей отношения к реальной жизни.
|