Герметизм
Герметизм

Жемчужные ворота в вечность

Вступление
Глава 1: 'Королевство ТАРО'
Глава 2: 'Новенькие'
Глава 3: 'Поиски Императрицы'
Глава 4: 'Первая тройка'
Глава 5: 'Вторая тройка'
Глава 6: 'Вечером в понедельник'
Глава 7: 'Разговоры запросто'

Глава 7: 'Разговоры запросто'

Петляя между валунов, каменистая тропа все круче уходила к верхушке горы. Ни деревца, ни клочка зелени, ни островка тени. Полуденное солнце палило нещадно. Ниночка шла по тропке, шла давно, уже еле передвигая ноги от усталости, хотелось пить. Наконец подъем закончился, она вышла на плато, не очень широкое, но довольно длинное, тоже сплошь усыпанное валунами и безжизненное. Лишь в одном месте, пробив каменный панцирь, на небольшом участке росла трава. Ее щипал здоровенный вороной конь. Рядом на камне кто-то сидел. Ниночке был виден только плащ с капюшоном, прикрывавший спину и голову. Засмотревшись на непонятную фигуру, она угодила ногой в выбоину на тропе, запнулась, охнула от боли - та обернулась, увидев Ниночку, встала. Вид странного существа производил впечатление: слегка прикрытый плащом скелет, сжимавший в костяшках пальцев косу, венчал голый череп, глядевший на Ниночку черными дырками глазниц.

- Привет, - сказало существо. - Как добралась?

- Здравствуйте, - неуверенно ответила Ниночка. - Ничего, добралась. Жарко только очень. А кто Вы, могу я спросить?

- Вообще мое имя Смерть, но мне больше нравится, когда меня называют Управительницей Циклов. Так меня и зови. Можешь, запросто на "ты", без церемоний. Молодец, добралась первая, все преодолела и не жаловалась, хвалю. Иди сюда, - Смерть поманила ее костяшкой указательного пальца, - на остальных посмотришь.

Ниночка послушно подошла ближе. Увидела, как две фигуры поднимались на плато по разным склонам, но кто там карабкается, рассмотреть не смогла.

- Кто это?

- Приятели твои. Неужели не узнала? Им, правда, дорожки круче достались. Ну да ничего, преодолеют.

- А что нужно преодолеть и зачем, объясни, пожалуйста, - попросила Ниночка новую знакомую.

- Архетип героя - специально заданный способ преодолеть себя, чтобы обрести новые возможности. Так сказать, трансформация перед сменой цикла.

- Мы все умерли? - испугалась Ниночка. - В загробном мире оказались, наверное? Почему же солнце такое яркое?

- Не умерли, не бойся. Это сон, - Смерть оскалилась, очень довольная произведенным эффектом. - Во сне вы попали в Королевство Таро, в мою карту под номером 13. Самое счастливое число. Для тех, кто понимает, конечно.

 

Снеговой и Казанцев вышли на плато одновременно, но увидели друг друга только, когда тропки, по которым они шли, слились в одну. Чуть было лбами не столкнулись. До этого все время под ноги смотрели, от усталости должно быть. Встретив друга в незнакомом месте, каждый обрадовался, а уж когда вперед поглядели, обомлели оба.

Первым пришел в себя Казанцев:

- Здравствуйте, барышни.

- Здравствуй, Сенечка, если не шутишь, - за обеих ответила Смерть.

- Это что, общее посмертие для нас троих? - вступил в разговор Снеговой. - А Вы, уважаемая госпожа, проводник в царство Аида? И мы все на Вашем вороном поскачем?

- Никуда ты на моем коне не поскачешь, и не мечтай. Зачем мне царство Аида? Я сама по себе Смерть - 13 карта колоды Таро. Зови меня Управительницей Циклов…

-Ты мне, дорогуша, своими циклами гостей вконец перепугаешь, - повисли в воздухе слова. Следом за ними перед присутствующими возник Маг.

- Для чего же ты их в мою карту отправил? Я тебя не просила, - Смерть мгновенно обиделась.

- Не расстраивайся так, милая Управительница, - ласково сказала Ниночка. - Я думаю, этот господин не имел дурных намерений.

Откликнувшись на ласку, Смерть придвинулась к Ниночке, обняла ее своей костлявой рукой.

- Что здесь происходит? - недоуменно произнес Снеговой. - Я не понимаю. Что за страсти Господни?

- Все как заказывали, - повернулся к нему Маг, - по плану дальше у нас экскурсия по местным достопримечательностям, знакомство с жителями и банкет. Я думаю, все уже готово. Подождем, сейчас небеса разверзнутся, а после этого сразу приступим.

- Ты же сам просил вчера вечером, чтобы небеса разверзлись или чего-нибудь вроде этого. По заявкам трудящихся сразу демонстрация спецэффектов и банкет. Правильно уважаемый? - Казанцев обратился к Магу.

- Правильно. А зовут меня Маг. Я первая карта Королевства.

- Смотрите-ка, - сказала Смерть, наконец отлепившись от Ниночки, - они похожи как близнецы.

 

Ждать долго не пришлось. Небеса разверзлись почти сразу, но как-то очень буднично. Сначала через все небо пролегла желтая полоса, похожая на след самолета. Потом прямо над плато образовалась круглое отверстие, уводящее взгляд в бездонную черную глубь. С небес погрохотало, но не слишком сильно, вороной ответил ржанием. Казалось бы, и все. Но тут, кто-то заметил предмет, падающий с неба.

Так и стояли с задранными кверху головами, наблюдая, как он летит. Через некоторое время самым глазастым удалось увидеть, что этот предмет - шар. Вот он приблизился к земле, теперь уже все смогли рассмотреть довольно крупный шар, размером с собачью голову, из стекла или хрусталя, совершенно прозрачный. Он подлетел к собравшимся, завис, будто выбирая, кто ему нужен, затем двинулся дальше и остановился перед Ниночкой на уровне ее лба.

- К тебе, - сказала Смерть, повернувшись к Ниночке. - Руку ему протяни.

Шар послушно опустился на ладонь, быстро уменьшаясь в размерах. Когда он стал не более двух сантиметров в диаметре, Ниночка подумала:

- Хватит, а то потеряешься.

И положила шарик в карман.

 

- С небесами, насколько я понимаю, все. Теперь позвольте мне, дорогие гости, познакомить вас с Королевством Таро, - начал свой рассказ Маг, - с тем, как устроен наш уровень реальности.

Вначале небольшое вступление. Наше Королевство и его жители - это колода карт Таро, в которую входят 24 старших аркана и 56 младших. Каждый из старших арканов - карта, символизирующая один из принципов бытия, или, иначе говоря, одно из его качеств. Нужно ли говорить, что качества появились вместе с бытием? Иное дело наше Королевство. Все, что вам предстоит увидеть, то, что открыто вашему взору сейчас, включая Смерть и меня, есть образы, созданные человечеством за его историю с того момента, как в нем оформился интерес к свойствам окружающего мира, а так же к качествам собственного существования.

Каждое качество - живая, разумная, действующая энергия, а карта - образ этой энергии, ее персонификация. В давние времена человек не умел мыслить абстрактно. Науки, в современном понимании этого слова, не было, в языке не имелось многих терминов и понятий, сейчас в нем присутствующих. Представление о мире, основанное на реалиях жизни человека и социума, существовало в форме мифа. Мир мифа был поделен на три части: подземную, земную и небесную. Боги передвигались везде, жили обычной жизнью, хотя по сравнению с людьми обладали некоторыми сверхвозможностями.

Это же самое вы найдете и у нас.

Мы считаем, что происхождением нашего Королевства1 обязаны расцвету египетской цивилизации и богу мудрости Тоту (египетское прочтение имени Гермеса) Слово "Таро" происходит от двух египетских слов: "тар", означающего дорогу, и "ро" - королевский. Ну а все вместе - королевская дорога к мудрости2.

С помощью карт Таро гадают, предсказывают будущее и получают божественные советы.

В мире ваших жизненных реалий мы выглядим как куски картона, на которых нарисованы картинки, то есть наши образы. В мире ваших снов и фантазий - так же, как вы, похоже думаем, говорим, действуем. У каждого есть своя часть ландшафта, помещение или иное место жительства. Кое-где мы побываем.

Начать думаю с посещения Звезды, у нее нежарко, можно водички живой попить, взбодриться…

Побывали у Звезды. От живой воды усталость, вызванная архетипом героя, прошла, появились новые надежды, настроение улучшилось. Посетили Луну, познакомились с ней и ее гостями: Умеренностью, Воителем и Влюбленными, полюбовались на сфинксов, запряженных в колесницу Воителя, последнего рака в болотце. Отправились смотреть на Башню. Туда явилась Суд с гробами, мертвецами и горнами, в которые сразу начала дуть. От истошных звуков, издаваемых этой разношерстной публикой, Башня по обыкновению разнервничалась и рухнула. Оставив развалины с блистающими в клубах пыли молниями, переместились на островок к Свободе, а оттуда на лужайку к Повешенному.

Туда собрались практически все жители Королевства, не было, пожалуй, только Папессы. Гостей окружили плотным кольцом, задавали какие-то вопросы, каждый старался протиснуться поближе, младшие арканы как обычные собиратели автографов подсовывали блокноты. В общем, гвалт и толкотня царили невообразимые.

- Думаю, нам пора удалиться. Давайте ненадолго заглянем ко мне. И ты с нами, - сказал Маг, кивнув Пути. - Этот ажиотаж не твоих ли рук дело?

На карте Мага их встретили тихие сумерки. Ровную площадку, выложенную плиткой "в шашечку", обрамлял аккуратный газон, росли кусты, вдалеке виднелись симпатичные строения. Вокруг стола с колдовскими атрибутами Мага, стоявшего в центре площадки, появились стулья. Все прибывшие сели.

- Хорошо у тебя, - прервала молчание Ниночка, - тихо и красиво. Но объясни мне, пожалуйста, почему наше появление вызвало такой интерес у здешних обитателей.

- Я бы тоже хотел знать, - Маг повернулся к Пути. - Может, тебе есть что ответить?

- Есть, - обреченно произнес Путь. - Это действительно из-за меня. Видите ли, - он повернулся к гостям, - я новая карта в Королевстве. Во мне больше, чем в ком-либо из жителей, отражаются сегодняшние интересы и стремления человечества. Телевидение, компьютеры, интернет - это моя страсть, коммуникации - мое призвание. Случилось так, что тройка здешних героев, пока из них вы познакомились только с Магом, создала вас по своему образу и подобию, а потом стала следить за вашими действиями на земле через специальный экран. Все было проделано в тайне. Я решил заснять обе части истории, естественно, с той целью, чтобы тайное стало явным. А получился фильм о том, что чувствовали, думали, делали все вы на земле, и о том, чем занималась вторая тройка персонажей в пространствах Плутона. К нему, я полагаю, вы вскоре отправитесь.

- Ваш метод записи позволяет полностью передавать чувства? - перебила Ниночка.

- Именно так. Ощущение такое, будто это собственные чувства того, кто смотрит запись.

- Какое счастье, что это сон. Если бы такое произошло наяву, не знаю, как бы я смогла пережить такое ужасное внедрение посторонних в глубоко личную, интимную сферу моей, вернее нашей, жизни.

- Не нужно думать, что мы посторонние. Каждый из нас - часть бытия, мы присутствуем в вас всегда как энергии. Есть ли смысл скрывать что-то от самого себя?

А фильм имел успех. Нашим больше понравилась серии, в которых фигурируете вы. Вас называют здесь "первой тройкой" и относятся, как к телезвездам. Если интересно, я могу прислать часть, связанную со "второй тройкой", или весь фильм, как захотите. Поскольку уровни реальности разные, это будет, скорее всего, анимация.

- От нашей маленькой компании трудно что-нибудь скрыть, - сказал Маг. - Но не следует относиться к этому с предубеждением, слишком по земному. Здешняя публика способна оценить глубину мысли и истинные чувства. Внимание, интерес, с которыми вас здесь встретили, являются отражением нестандартности вашего поведения. Вы вышли за обычные человеческие рамки, превзошли их, поэтому вас признали равными, сбежались посмотреть, себя показать.

- Приятно узнать, что мы понравились жителям Коррлевства. Я польщен вдвойне, поскольку по моему заказу еще и небеса разверзлись. Можно ли по такому случаю задать два вопроса? - Снеговой посмотрел на Мага. Тот кивнул. - Ты сказал, что карты воплощают собой качества бытия. Я не понял, что это означает конкретно. Можешь ли ты объяснить? Это первый вопрос. И почему вы похожи с Казанцевым как близнецы?

- Вопросы правильные, но я отвечу на них чуть позже. Давайте отправимся к Плутону, нас там ждут, банкет все-таки. Тебя, Индивидуальный Путь, даже не приглашаю. Ты и так, полагаю, ничего из происходящего не пропустишь.

Над столом образовалась большая воронка, стала опускаться, в нее быстро втянулись Маг и гости Королевства. Их окружила темнота, возникло ощущение движения по кругу или спирали, легкое головокружение, в ушах зашумело, но уже через несколько секунд они оказались в новом месте.

Конечно, Плутон хотел встретить их как следует, произвести впечатление. Поэтому гости оказались на том же островке посреди озерца лавы, куда в свое время попали Папесса и Маг. Также не видно было неба, по черным стенам, окружавшем озерцо, метались красные всполохи. Еще один островок привез непропорционально огромную фигуру Плутона, который обернулся Змием. В общем, сюжет ни в чем нарушен не был. В положенное время гости оказались в уютной комнате, где их ожидали Плутон, уже в нормальном обличье, Папесса и накрытый стол.

- Очень, очень рады видеть вас, дорогие гости! - воскликнул Плутон. - С Магом и со мной вы уже познакомились (Плутон не забыл рассказать о себе, когда встречал компанию в недрах). Представляю Вам Папессу. Это вторая карта колоды Таро.

- Нам исключительно приятно оказаться среди таких выдающихся персон, рады познакомиться. - Снеговой поцеловал руку Папессе. - Нам самим, наверное, не нужно представляться?

- Нет необходимости, - ответил Плутон, - мы вас знаем. Садитесь к столу, я думаю нам нужно выпить. У меня есть тост. Предлагаю выпить за единство мира, за слияние земного и небесного.

- Что пьем? - спросила Ниночка.

- Амброзию. Мартель здесь не достанешь. Но очень неплохо, мне кажется. И еда вся натуральная, так сказать, духовная пища. Ешьте, не стесняйтесь.

- Вся эта история напрочь перевернула мои представления о богах и потустороннем мире, о горнем тоже, - сказал Снеговой. - Я раньше думал, что боги - существа возвышенные и благостные…

- Мы очень благостные, правда, - прервал Плутон, - и возвышенные. Только немного ехидные. Любим иронию, больше чем пафос и лозунги. Вас любим от всей души, абсолютно искренне. Поэтому второй тост - за любовь.

- Нет, - произнес Казанцев, - за любовь - третий. Второй тост - за родителей. Поэтому я предлагаю сейчас выпить за родителей, то есть за вас.

- Зачем ты заранее рассказал? - Плутон обиженно посмотрел на Мага.

- Увы, мой дорогой. Индивидуальный Путь - новая карта с новыми возможностями - полностью отснял нашу историю, продемонстрировал в Королевстве. Телефильм, если можно его так назвать, имел успех. Увидеть звезд экрана захотели все жители, поэтому собрались на полянке у Повешенного, а там устроили натуральную встречу толпы с кумирами. Я думал, наших гостей разорвут на сувениры. Уйти без потерь удалось с трудом, перебрались ко мне. Там Путь рассказал о своих художествах и предложил прислать фильм тем, кто его еще не видел.

Никакой дисциплины, арканы своевольничают, ужас. Наверное, обретают свободу, собственный путь, хотят, чтобы и у них началась совсем другая история.

Маг засмеялся.

После трех рюмок амброзии беседа потекла живо и непринужденно.

- Почему сначала мы попали в карту Смерти? - спросила Ниночка.

- Чтобы пострашнее было, - ответил Маг. - Архетип героя - чтобы потруднее. Новый жизненный цикл это ведь не шутка. Обстоятельства, связанные с его обретением, должны запомниться.

- Ты хочешь сказать, что преодоление трудностей в мире снов может повлиять на нашу реальную жизнь? - удивился Снеговой.

- Так и будет. Я бы вообще не стал рассматривать здешнюю жизнь как нереальную, противопоставлять ее земной. Просто в этом мире другая материя. Следовательно, характеристики сигналов, поступающих из внешнего мира, тоже иные. Здесь нет вещества, нет той формы и способа организации реальности, к которым адаптировано человеческое восприятие. Имеются, как вы убедились, только образы земных вещей. Мы едим, пьем, выполняем привычные для человека действия, чтобы сознание не потеряло ориентиров. Именно из-за трудностей ориентирования в пространстве сна, он не всегда запоминается. Если в сновидении не проявлена связь с причинно-следственной цепочкой конкретной жизни, человек часто не понимает истинного содержания сновидения, зашифрованного в образах сна. Тем не менее, вещие сны существуют. Собственно говоря, все сны вещие, не всякий только может разгадать смысл увиденных образов.

Способность создавать образы и их распознавать - замечательное свойство человеческой природы. Рассмотрим его чуть подробнее.

Все предметы на земле, растения, животные, люди состоят из вещества, из плотной физической материи. Из нее построена сама земля, материки, моря и океаны. Благодаря своим научным усилиям человек за последние две сотни лет кардинально поменял взгляды на материю. Теперь установлено, что каждое вещество состоит из молекул. Любой предмет, имеющий заметные размеры в человеческом мире, состоит из огромного числа молекул. Его характеристики обусловлены свойствами молекул, из которых он состоит, их пространственным расположением и межмолекулярными связями. Если мы захотим обсуждать живую материю, то должны будем рассматривать целостную структуру организма; проходящие через него потоки питательных веществ, энергии, продуктов переработки; жизнедеятельность, осуществляемую органами тела; сами эти органы и ткани; клетки, из которых они состоят; наконец, конкретные типы молекул, пространственное расположение и межмолекулярные связи которых образуют клетки.

Молекулы состоят из атомов разной природы. Атомы - из элементов. Этих известна целая таблица Менделеева. Но ведь они, в свою очередь, состоят из элементарных частиц: протонов, электронов, нейтронов, всех прочих, имя которым легион.

Продолжим. Элементарные частицы своим существованием обязаны полям, там они рождаются, преобразуются и уничтожаются. Это так называемые поля физические. Науке известны электромагнитные, гравитационные, волновые и ряд других. В любом справочнике по физике вы найдете описание поля как специфической формы материи, распределенной в пространстве3.

Получается, что всякая материя устроена как многослойный пирог, где каждый следующий уровень является своеобразным проявлением предыдущих. Но вот на вопрос, что такое реальность, трудно найти простой ответ. Не правда ли?

Человек, вернее, его тело, устроено таким же образом. Однако сигналы, которые поступают из внешнего мира через его органы чувств, далеко не охватывают всех уровней материи. Он видит и слышит в определенном, достаточно узком диапазоне длин волн, его рецепторы распознают определенные химические соединения как запах, некоторые другие - как вкус. Он ощущает температуру в пределах, сопоставимых с температурой его тела, и свойства поверхности, окружающих его вещей. Ориентирован в трех измерениях, направленность времени и длительность - существенные параметры его жизни.

Но реальность ли то, что он видит, слышит и ощущает? Конечно же, нет. Это не более чем образ реальности, создаваемый органами восприятия. Он отвечает определенному срезу материи, являясь воплощением законов природы, постоянен в своих свойствах, воспроизводим. Тем не менее, это только образ, получаемый за счет распознавания и преобразования сигналов из внешнего мира. В человеке такой процесс осуществляется своим способом, в каждой особи, которую мы можем отнести к живой природе, - своим.

По сути дела, я не сказал вам ничего нового. Земная наука к настоящему времени прошла путь от "вещи в себе" субъективного идеалиста к пониманию природы вещей. Хотя обобщенная картина мира выглядит теперь более внятной, белых пятен еще достаточно. Работы много. Я надеюсь, что недалек тот день, когда человек всерьез приступит к изучению своей духовной природы, структуры качеств и феномена сознания.

Ты просил объяснить, - Маг повернулся к Снеговому, - как это карты Таро воплощают собой качества бытия. Я попробую. Пойми меня правильно. Когда я говорю попробую, то не имею в виду, что хуже знаю эту часть темы. Дело в том, что вещи, о которых я буду говорить, не попали пока в сферу интересов науки, а значит, нет базовых представлений, терминологии. Поясню. Если бы ты не понял, что означает распознавание и преобразование сигналов, я бы в качестве примера привел телевизор, на который от специального передатчика поступают сигналы. Телевизор отделяет нужные ему сигналы от всех прочих, то есть распознает, потом преобразует выбранные в телевизионный фильм. Этот образ реальности более чем доступен твоему восприятию. Какие примеры должен был бы я приводить, если бы на твоем месте оказался средневековый алхимик? Даже если бы он не отнесся ко мне как к Дьяволу.

Знания накапливаются постепенно. Каждый следующий достигнутый уровень понимания мироустройства рождает массу новых вопросов, которые невозможно было бы придумать раньше. Но кроме них есть и вечные. Что есть Бог? Что есть человек? Что такое сотворение мира?

Во все времена у людей имелись ответы на эти вопросы. Как вы понимаете, в виде системы образов, отвечавших уровню знаний и менталитету в каждый исторический момент. Лет этак тысячу назад никаких физических полей для человеческого сознания не существовало. Верующий воспринимал образ божий, предлагаемый религией, как истинный. Он был готов и убить за него и умереть.

Уверует ли ваш современник, воспитанный на идеях безбожия и научного подхода, если ему рассказать, как Бог посредством ручного труда изготовил вначале Адама из праха земного, а потом Еву из его ребра? Нет. Образ безнадежно устарел и утратил привлекательность. Однако данное обстоятельство нисколько не порочит идеи божественного сотворения мира. А если мы попробуем использовать современные образы?

Первое, что выходит на сцену, это качества бытия. Их Сенечка выделил и описал вполне достойно. Нам всем есть, чем гордиться, поскольку это самая сложная часть работы, и она уже выполнена. Качества описаны, как человеческие, но после небольшой корректировки формулировок их можно рассматривать как качества бытия.

Пока мы говорили не о самих качествах, а об их словесных образах. Качества есть нечто большее, чем любое представление о них. Они существуют и тогда, когда вообще никаких представлений нет. И даже тогда, когда кроме них еще совсем ничего нет.

На мой взгляд, качества есть заданная для нашего мира первичная реальность. Логичнее всего представить ее в виде поля. Иначе говоря, это первичное поле, реализующее качества бытия. Мы достаточно знакомы с тем, как это происходит на своем уровне восприятия, хотя плохо знаем, как проявляются эти качества в других пластах реальности. Если мы считаем, что мир един, естественно предположить, что законы, открытые физикой для полей, применимы и к первичному полю. Может быть, не нужно прямо сейчас добиваться полного соответствия нашего описания с квантовой теорией поля. Ограничимся для первого раза некоторыми аналогиями.

Поле, в том числе и обсуждаемое, описывается функцией, задаваемой во всех точках пространства, например, через соответствующий оператор4. В качестве такого оператора представим квадратную матрицу5, строки и столбцы которой нумеруются числами от 1 до 9 и содержат полный набор параметров или характеристик, описывающих состояние системы.

Таких операторов три: в одном содержатся параметры качеств, отвечающих за физическую, сугубо материальную составляющую бытия; в другом - характеристики, соответствующие тонкоматериальным проявлениям, душе, внутренней жизни; третий отвечает за функционирование земного бытия как целостной системы, в которую входят, среди прочих, биосфера, этнос, социум и семья как ячейка общества. Позволительно будет предположить, что эти три оператора практически полностью определяют всю эволюцию Земли, животных, человечества и человека.

Существует связь между главными и единичными операторами, посредством которых задается существование любого единичного объекта и определяются параметры единичного существования. Такие операторы устроены по образу и подобию главных, но, конечно же, диапазон параметров несопоставимо меньше. Говоря, единичный объект, я подразумеваю, что им может быть не только человек, а любое существо или предмет на земле.

Чтобы перейти от приведенных статических характеристик к динамическим, представим себе, что в поле действуют силы или потоки сил. Их воздействие на единичные объекты инициирует и обеспечивает воплощение качеств, записанных в их собственных операторах, в подходящий уровень реальности.

Для того чтобы перейти от описания одного динамического объекта к множеству сходных, приблизить свои воззрения к реальности, воспользуемся понятием представляющего ансамбля, введенного Гиббсом6. Основная идея ансамбля для Гиббса состоит в том, чтобы рассматривать сразу множество объектов (или систем), соответствующих одному и тому же оператору. При этом объекты будут отличаться параметрами своих качеств и динамикой не только бесконечно мало, но так, что смогут охватить все мыслимые значения параметров в выбранном диапазоне. Для нас главное, что с помощью функции распределения Гиббса могут быть получены представления об эволюции множества, как единой системы. Если главный оператор позволит понять, какие значения управляющих параметров заданы, то с помощью соответствующих расчетов можно выяснить, к какому именно макросостоянию будет эволюционировать множество. Не здесь ли ключ к моделированию жизни популяций или социумов?

- С чувством глубокого сожаления должна сказать вам, господа хорошие, - прервала Ниночка плавную речь Мага, - что ничего я не поняла, поэтому позволила себе вклиниться в монолог. Наверное опьянела от амброзии. Мне тоже хочется постигнуть смысл сказанного, но не получается. Все слова по отдельности знакомые, а в цельную картину не складываются. Оператор у меня ассоциируется с машинным доением, матрица - с шаблоном, а ансамбль - с песней и пляской.

- Упрек принимаю, - с улыбкой ответил Маг. - Ты совершенно права, и амброзия тут ни при чем. Что могу сказать в свое оправдание?

Слова, вызвавшие у тебя житейские ассоциации, суть омонимы понятий, применяемых в квантовой теории поля и статистической физике. Я использовал их как намек, как указание на то, что качества бытия и проявляющееся из них бытие как таковое нужно изучать с помощью базовых математических методов, разработанных в этих областях знаний. Верю, что найдутся энтузиасты, которые придумают, как осуществить расчеты и провести эксперименты для их проверки. Не зря же Индивидуальный Путь все записывает. Хочет, наверное, чтобы тайное теперь, в недалеком будущем стало явным для широкого круга любопытствующих.

Кроме того, я намеревался проиллюстрировать тезис о единстве мира, включенный Плутоном в первый тост. Разные области науки ориентированы на исследование разных предметов и явлений. Хотя изучают с разных сторон один и тот же мир, зачастую между ними нет связи. Смею утверждать, что настало время собирать камни, то есть соединять разбросанные по разным наукам данные в единую интегральную схему мироустройства, в которой человек будет значить больше, чем его тело и отклонения в психике.

Если, милая Ниночка, ты поняла цель, то все мы со спокойной душой можем оставить методы ее достижения специалистам. Надеюсь, что сказал достаточно для пробуждения интереса, сделал необходимое количество ошибок в описании терминов и области их применения, чтобы пробудить праведный гнев, а также закономерно вытекающее из него желание исправить неправильное, тем самым утерев нос недоучившимся богам и интерпретаторам.

Понимаю, что изрядно надоел вам своими пространными рассуждениями, если можно так выразиться, новыми песнями о главном. Простите великодушно. Осталось чуть-чуть. Нужно все-таки ответить на вопрос Иннокентия, хотя бы в первом приближении.

- Что с тобой поделаешь? - ухмыльнулся Плутон. - Только ты уж будь любезен, отвечай на вопрос без отступлений. Должны же мы выпить, как следует, а до третьих петухов остается мало времени.

- Насчет недостатка времени, дорогой, не финти, - откликнулся Маг. - Что может быть для тебя проще времени. С остальным согласен.

Итак, приступим. Как же все-таки карты Таро воплощают качества бытия? Строго говоря, никак не воплощают. Они, вернее мы, представляем собой образ качеств, не более того. Есть мы, нет нас, качества воплощаются, задавая законы природы и следуя им.

Другое дело, что наша колода как образ качеств способствует их пониманию. Помогает представить обстоятельства и движущие силы чьей-либо конкретной жизни несколько с других позиций. Человек не в силах заметить в своей жизни что-то важное, принимает неправильные решения, у него может возникнуть необходимость узнать что-то о будущем. Ему подскажут карты, они отражают разворот качеств бытия на своем уровне абсолютно правильно. Но опять же через образы. Нет, чтобы сказать простыми словами, ясно и определенно. Например иди Иван Петрович панихиду заказывай на пятнадцатое, похороны будут. Или, цветы покупай, завтра у твоей дочери свадьба. Мы бы и рады, но нет пока подобной связи между нашими мирами, перевод с небесно-энергетического на земной необходим. А перевод - дело техники, значит, не столь отдаленного будущего.

Боюсь, меня опять понесло. Быстро возвращаюсь к картам. Мы с вами скоренько сейчас представим три главных оператора, не как функции, а как схемы. Каждый из 24 старших арканов занимает по одной из восьми клеток в трех этих схемах. Незадействованными остаются только три девятые клетки, соответствующие трем высшим "Я".

- Все, - не выдержал Плутон. - Прикрой фонтан своей мудрости, все равно не удастся за один раз снабдить наших гостей всеми знаниями сразу. Новый цикл в их жизни еще только начинается.

Меня настолько вдохновляет это обстоятельство, что желание выпить превратилось в необходимость. Выпьем, стало быть, а потом устроим танцы. Дамы в меньшинстве, им и карты в руки, будут кавалеров выбирать. Не попавшие в число избранных напишут прекрасные, но очень печальные стихи. Предлагаю тост...



Примечания

1. См. примечание 1 к главе 1.

2. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, "Наука", Сибирская издательская фирма РАН, 1997, с. 465.

3. Поля физические - особая форма материи; физическая система с бесконечно большим числом степеней свободы. Примерами полей физических могут служить электромагнитные, гравитационные поля и поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным элементарным частицам.

Поля, участвующие во взаимодействии частицы, создают в каждой точке окружающего пространства поле сил, проявляющееся в силовом воздействии на другие частицы, помещаемые в какую-либо точку этого пространства.

Теория относительности придала фундаментальный смысл понятию поля физического как первичной физической реальности.

Поля физические не только осуществляют взаимодействие между частицами; могут существовать и проявляться свободные поля физические независимо от создавших их частиц (например электромагнитные волны). Поэтому ясно, что их следует рассматривать как особую форму материи.

Описание поля физического в классической (неквантовой) теории поля производится с помощью одной или нескольких (непрерывных) функций поля, зависящих от координаты точки (x, y, z), в которой рассматривается поле, и от времени (t). Чтобы учесть дискретные свойства полей физических (то есть, построить квантовую теорию поля), необходимо считать обобщенные координаты и импульсы полей физических не числами, а операторами, для которых выполняются определенные перестановочные соотношения.

Элементарные частицы в точном значении этого термина - первичные, далее неделимые частицы, из которых состоит вся материя.

Для описания процессов, протекающих с элементарными частицами, в квантовой теории поля (КТП), используется так называемый лагранжев формализм. В лагранжиане (точнее, плотности лагранжиана) заключены все сведения о динамике полей.

Понятие функция Лагранжа (кинетический потенциал) распространяется на классические поля физические. Эта функция посредством принципа наименьшего действия определяет для поля уравнения движения. Функцию Лагранжа в КТП заменяет оператор - лагранжиан. Он позволяет найти уравнение для взаимодействующих полей. Лагранжев подход более общий, чем гамильтонов.

Физический энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1984, с. 337, 572, 896, 900.

4. Операторы в квантовой теории, понятие, широко используемое в математическом аппарате квантовой механики и КТП. Операторы служат для сопоставления с определенной волновой функцией (или вектором состояния) φ другой определенной функции (или вектора) φ'. Если φ - вектор, компоненты которого можно представить в виде столбца чисел, то оператор представляет собой квадратную таблицу - матрицу.

Уравнения квантовой механики могут быть формально записаны точно в том же виде, что и уравнения классической механики, если заменить физические величины, входящие в уравнения классической механики, соответствующими им операторами. Различие между квантовой и классической механикой сведется тогда к различию алгебраическому.

Физический энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1984, с. 488 - 489.

В классической динамике операторы действуют в фазовом пространстве, в то время как в квантовой механике операторы действуют в координатном или в импульсном пространстве.

Пригожин И. От существующего к возникающему. М., "Наука", Главная редакция физико-математической литературы, 1985, с. 44.

5. Матрица - прямоугольная таблица каких-либо элементов (чисел, математических выражений), состоящих из m строк и n столбцов. Если m=n, матрица называется квадратной. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры. Используется во многих разделах математики и физики, в частности, при исследовании систем m линейных уравнений с n неизвестными.

Советский энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1982, с. 781-782.

6. Понятие представляющего ансамбля Гиббс определил следующим образом: "... Можно представить себе огромное число систем одной и той же природы, но отличающихся конфигурациями и скоростями, которыми они обладают в данный момент, и отличающихся не только бесконечно мало, но так, что они охватывают все мыслимые комбинации конфигураций и скоростей..."

Основная идея введения ансамбля состоит в том, чтобы вместо одной динамической системы рассматривать множество систем, соответствующих одному и тому же гамильтониану. Выбор этого множества, или ансамбля, зависит от условий, наложенных на систему (например, мы можем рассматривать изолированные системы или системы, находящиеся в контакте с термостатом), и от нашего знания начальных условий. Если начальные условия заданы однозначно, то ансамбль сосредоточен в какой-то области фазового пространства с четко различимой границей. Если начальные условия допускают известный произвол, то ансамбль распределен по широкой области фазового пространства с размытой границей.

Для Гиббса и Эйнштейна представление об ансамбле было удобным вычислительным приемом для получения средних значений, когда условия точно не заданы. В действительности, понятие ансамбля оказалось гораздо более важным.

Пригожин И. От существующего к возникающему. М., "Наука", Главная редакция физико-математической литературы, 1985, с. 41 -42, 44.

Гамильтониан - в квантовой механике оператор, определяющий изменение во времени состояния квантовой системы (ее волновой функции), то есть вид уравнения Шредингера. Одновременно гамильтониан является оператором полной энергии системы (если потенциал не зависит от времени). Для системы взаимодействующих полей гамильтониан представляет собой сумму операторов энергии свободных полей и энергии их взаимодействия. Как и лагранжиан представляет собой уравнения движения поля, но гамильтонов подход менее общий.

Физический энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1984, с. 107- 108.

Все права защищены
www.hermetism.ru
info@hermetism.ru