Герметизм
Герметизм

Жемчужные ворота в вечность

Вступление
Глава 1: 'Королевство ТАРО'
Глава 2: 'Новенькие'
Глава 3: 'Поиски Императрицы'
Глава 4: 'Первая тройка'
Глава 5: 'Вторая тройка'
Глава 6: 'Вечером в понедельник'
Глава 7: 'Разговоры запросто'

Глава 6: 'Вечером в понедельник'

В понедельник после обеда в кабинет Казанцева зашел Снеговой.

- Здравствуйте, Семен Сергеевич. У меня к Вам непроизводственный вопрос и предложение.

- Вопрос можно не задавать, он и так понятен. Один сотрудник отдела охраны видел, как вы с Ниночкой уехали в субботу вместе, другой - как Вы сегодня привезли ее с утра на работу и, не заходя в офис, отправились по делам. Все остальные, включая меня, видели Ниночку.

Сначала, переваривая информацию, коллектив жужжал, потом гудел, затем общественное мнение созрело. Постановили, что Болотниковой повезло, даже слишком. Никто не усомнился в характере ваших отношений, но и не подумал, что это мимолетный роман. Обсудили, где будет свадьба, кого могут пригласить. После чего, все в основном успокоились и приступили к работе. Только Лена из технического отдела, Светлана Николаевна из бухгалтерии да Катя из планового, признанные претендентки на Ваше сердце, уронили слезу зависти и злобы, а Ксения Николаевна - наша уборщица - всплакнула от радости за Ниночку.

Я не ошибся насчет вопроса?

- В принципе, нет, - сказал Снеговой. - Но меня больше интересует Ваше мнение.

- Если Вас интересует мое частное мнение по такому личному вопросу, может быть, мы перейдем на более доверительную форму общения?

- Легко. Я буду называть тебя Сенечка, а ты меня Кеша, или как-нибудь в этом роде, - Снеговой хихикнул.

- Однако ты изменился. Прежний Иннокентий Львович ни за что не разрешил бы называть себя Кешей, тем более мне, я же не замминистра экономики.

Теперь насчет частного мнения. Я думаю, ты знал о моем отношении к Ниночке. При таком развороте событий я должен бы чувствовать себя третьим лишним, страдать из-за того, что не я счастливый избранник. Ничего подобного. Правда, не могу сказать, что прошедшие выходные были лучшими в моей жизни. Зато увидел ее сегодня и обомлел: гадкий утенок за два дня превратился в лебедя. Она ведь чудо, как похорошела. Изменилось выражение лица, глаза сияют, походка совсем другая, ну просто королева, - с улыбкой сказал Казанцев. - Платье, наверное, ты выбирал.

- Догадливый ты, Сенечка. В этом платье у нее вид, отвечающий тому, что я чувствую, а не тому, что она о себе думает. Только я не понимаю все равно, чему ты радуешься.

- Ты видел скульптурную композицию Родена "Вечная весна"?

- Видел. По-моему, в Эрмитаже.

- Тебе девушка понравилась?

- Исключительно, - засмеялся Снеговой. - Ты проверяешь мой вкус или художественные пристрастия?

- Ничего я не проверяю. Хотя ты обрадовался, вспомнив красивую девушку, пусть даже каменную. А когда ты на нее смотрел, у тебя не было желания отлепить ее от каменного юноши и унести к себе в постель? Вот и у меня нет ни малейшего желания отлепить от тебя Ниночку. Теперь, надеюсь, понял? Я, наверное, не могу любить с такой самоотдачей, как ты. Слишком увлечен своими идеями, а может масштаб личности не тот.

Казанцев замолчал, задумался, даже погрустнел.

- Я бы хотел, - сказал Снеговой, - приписать себе главную роль в произошедшей трансформации. Но оказался лишь катализатором, не более того. Истинный источник перемен, их вдохновитель и организатор - Ниночка. И самоотдача у нее, не у меня. Я-то как раз не отдам. Но раз ты не собираешься отнимать, то у нас к тебе предложение: давай сегодня вместе поужинаем, а потом поговорим. История не так проста, как может показаться, а Ниночка считает, что ты имеешь к ней отношение. Договорились?

- Хорошо, - ответил Казанцев.

- Кстати, ты в Бога веришь?

- Не знаю. Но если и верю, то в своего собственного, отдельного. Почему тебя это интересует?

- Вечером узнаешь. Скажи еще, в чем, по-твоему, я переменился?

- Ты выглядел так, будто аршин проглотил и боялся, что он из тебя выпадет. А сейчас у меня впечатление, что он, наконец, выпал.

 

Ужинали в том же ресторанчике. За едой говорили мало, в основном на производственные темы. Может быть, обстановка не располагала к откровенности, может, мешала некоторая напряженность, даже нервозность, охватившая всех троих по совершенно непонятным причинам. Но все-таки решили выпить кофе с коньяком у Снегового дома.

Расположились на кухне, обставленной и оборудованной по последнему слову техники. Хозяин достал коньяк, рюмки, повозился с кофейным автоматом, сел. Ниночка принесла чашки, фрукты и шоколад.

- "Мартель", - прочитал Казанцев надпись на этикетке, налил коньяку в рюмки. - Французский, что ли? У богатых жизнь другая.

Сказал, провел рукой, показывая на стол, кухню и, вроде бы, на весь остальной дом. Улыбнулся первый раз за вечер.

- Хорошо тут у вас, даже душу отпустило. А то весь ужин как-то муторно мне было, сам не знаю почему. Рассказывайте, зачем звали.

Полегчало и остальным. Настроение заметно улучшилось. Выпили. Снеговой начал рассказывать: вначале историю своей любви, затем про странный мультик, про цыганку и появление ветки с яблоком. О том, как Казанцев предупредил Ниночку, будто заранее знал, что будет. Как она три раза слышала Бога, хотя не сразу догадалась, что это именно Бог и есть. Ему, Снеговому, один раз тоже довелось услышать, слова были те же самые. Пересказал и сами слова.

- Теперь ты знаешь, столько же, сколько мы. Остальные подробности, я думаю, имеют значение только для нас, а непосредственно к делу не относятся. Можно было бы не заниматься анализом обстоятельств, но меня смущает божественный намек на следующую встречу. Ведь, если мы примем во внимание события, предшествовавшие уже состоявшимся контактам, то есть чего опасаться. Правда? И вообще, что ты об этом думаешь?

- Это ты, драгоценная моя, - обратился Казанцев к Ниночке, - решила, что я предугадал какие-то события твоей жизни? Вовсе нет. Я тебе изложил только общую схему, рассказал, что бывает и как бывает. Если я и имею отношение к этой истории, то отнюдь не благодаря предвидению.

На мой взгляд, есть гораздо более существенное обстоятельство: ни один из нас двоих, - он посмотрел на Снегового, - насколько я могу судить, не был влюблен в Ниночку, не было этого розового периода. Просто, спустя какое время после знакомства с ней, любовь была осознана как данность. Она существовала и все. Я долго размышлял, почему в моей памяти не осталось ничего, связанного с переходом от состояния дружелюбного равнодушия к любви. Похоже, что у тебя были подобные ощущения. Это вдвойне странно.

- Втройне странно, - вступила в разговор Ниночка. - Если верить твоей, Сенечка, общей схеме, то кто-то один из будущей пары посылает другому некие сигналы. Когда они настигают адресата, возникают взаимные чувства. Я правильно запомнила?

- Правильно, - кивнул головой Казанцев.

- Может, вы оба и посылали мне подобные сигналы, я их не ощущала вплоть до истории с яблоком. Да и потом я была слишком быстро поставлена перед фактом, чтобы успеть осмыслить происходящее, а, тем более, самостоятельно сделать выбор. "Я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила". Имеется в виду, слепила выбор, а не Иннокентия. Теперь оказалось, что это самое лучшее, что есть в моей жизни.

-- Я не совсем понял, - тут же откликнулся Снеговой, - что именно лучшее, выбор или я?

- Ты, мой дорогой, выбор и наша любовь.

- Вы просто очаровательная парочка, нет слов, - сказал Казанцев.

- Мы, правда, нравимся тебе вместе, - спросила Ниночка с улыбкой, - или ты, иронизируешь, Сенечка?

- Правда, нравитесь. Вы стали человечнее и приятнее в общении, Иннокентий перестал быть таким чопорным.

Хочу обратить внимание, что о выборе ты заговорила первая. Наверное, мы все оцениваем ситуацию одинаково. От начала этой истории до определенного момента ни один из нас не имел свободы выбора в тех жизненных коллизиях, которые имеют отношение к нашему нестандартному треугольнику. Этот момент наступил в субботу около трех часов дня. Мое состояние перед этим вполне можно понять: солидно заявило о себе тщеславие, проснулась ревность. Но особенно болезненным было ощущение потери или утраты, не имеющее логического объяснения.

И вдруг все прошло, тяжесть с души упала, и я почувствовал себя свободным. Видимо, моя love story завершилась.

- А моя началась, - сказала Ниночка и сразу же смутилась, покраснела, но говорить не перестала. - Я не очень смотрела на часы, но, по-моему, как раз в это время выбор из навязываемого превратился в мой собственный. Я поняла, что полюбила. Ой, разговоры у нас неприличные…

- Слишком много совпадений, слишком много, чтобы можно было посчитать их случайными, - перебил Снеговой. - Думаю, нужно систематизировать факты, чтобы на их основе составить какую-то версию происходящего.

- Хороший начальник сразу чувствуется и тут же проявляется, - откликнулся Казанцев. - Что же не договариваешь? После того, как версия будет одобрена, мы превратим ее в план, составим рабочий график, назначим ответственных, наметим сроки выполнения и вперед…

- Не нужно утрировать, - ответил Снеговой, - но в принципе я согласен. Примем за основу и начнем. Чего время тянуть.

В нашей истории три участника. Пока она длилась, все вели себя совершенно естественно, по крайне мере, нам так казалось. Нет возражений? Сейчас отчетливо видно насколько нестандартным, даже аномальным было это поведение, по сравнению с общепринятым. Наверное, мы не вполне обычные люди, однако об этом свидетельствует окончание истории, но не ее начало. Каждый получил то, что заслужил. Не знаю, как другие, а я - желаемое, и по максимуму. Если ты, Сенечка, не соврал про свободу, то все вместе мы получили дружбу, духовную общность. Я слишком долго был один, чтобы не оценить теперь этот дар.

Начало было задано посторонней, внешней по отношению к нам волей с помощью неизвестного инструмента влияния, но, несомненно, в рамках единого плана и наверняка с какой-то целью.

Нас уведомили, что происходит нечто, отличное от обыденного. Иначе, зачем понадобилось райское яблоко и два явно неслучайных совпадения по времени. Не сомневаюсь, что столь же легко, как начал, неведомый устроитель этой истории довел бы ее до конца сам. Видимо, начальные условия формировались с помощью детерминированного выбора, а для развития сюжета нужно было, чтобы, начиная с какого-то этапа, мы выбирали свободно, реализуя тем самым свои человеческие качества и собственное понимание жизни.

Думаю, с фактами закончили, если нет возражений, можно перейти к обсуждению целей.

- Если неведомый Устроитель не тычет тебе в нос райскими яблоками, - прервал Казанцев рассуждения Снегового, - то отделить его выбор от своего очень непросто. А почему, собственно говоря, возникают желания, откуда они берутся. Получается, что мы над собой не властны, пути Господни неисповедимы, а цели Пастыря неведомы пастве.

- Исключительно удачная мысль, - сказал Снеговой. - Действительно, поступки основаны на мотивах, они, в свою очередь на желаниях и чувствах, которые являются основой и движущей силой выбора. Сумей повлиять на чувства, тогда "хочу" быстро превратится в "не хочу", а уже после этого "буду" - в "не буду". Кстати, Сенечка, чем ты занимаешься в свободное время?

- Почему тебе пришло в голову заинтересоваться этим именно сейчас? - ответил Казанцев вопросом на вопрос. Видно было, что он смутился.

- Почему сейчас, сам не знаю. А вообще, это меня занимает давно, раньше как-то не удосужился спросить. Ты закончил химфак, потом аспирантуру МГУ, имеешь степень кандидата химических наук, а занимаешься общими вопросами, причем вполсилы. Значит, сердце твое в другом месте. Так, где же оно?

- Ладно, расскажу, хотя не люблю об этом говорить. Может, теперь вы самые близкие мне люди. Я увлекся психологией еще в аспирантуре. Особенно мне нравится Карл Густав Юнг. Я прочитал почти все его книги, но, думаю, понял далеко не все. Психология - наука о душе, ее нельзя выучить. Чтобы приобрести знания по этому предмету, нужно пережить жизненные коллизии, испытать душевные муки, а потом уже пытаться осмыслить полученный опыт в терминах этой науки. На это нужно время и творческий энтузиазм. После аспирантуры меня приглашали работать в Англию, звали стажироваться в Америку, в Бельгию, еще куда-то. Я отказался. Чтобы достичь результатов в любых научных исследованиях требуется самоотдача, определенный внутренний настрой и время. Себя не разделишь, а сердце мое уже было отдано психологии. Я остался в Москве, среди людей, чей менталитет и образ жизни мне более-менее понятны. Нашел работу, которая дает средства к существованию, оставляет достаточно свободного времени, не напрягает душу и не сильно загружает голову. Начал приобретать жизненный опыт: с девушками встречаться, попадать в переделки, ну и тому подобное. Быстро надоело, слишком похожими одна на другую получались истории. Я начал моделировать, придумывать героев, их жизнь, судьбы. Это гораздо интереснее. В общем, пять книг у меня издано, шестая в печати, еще две в работе. Пишу под псевдонимом в обстановке строжайшей секретности. Почему-то я стесняюсь этих занятий, как будто это порок, который следует скрывать. Хотя книжки раскупаются, наверное, их читают. Вот таким путем.

- Ну и дела, - сказал Снеговой. - В книгах ты описывал модели или выводы?

- Модели, - ответил Казанцев, - выводы пока держу при себе.

- А джип на гонорары от издания книг приобрел?

- Нет. У одной крупной фирмы случилась проблема с выделением белка, который вроде бы отвечает за регенерацию клеток, и установлением его пространственной структуры. Ко мне обратились, я написал программу исследований, три месяца убил. Программу выполнили, создали на основе результатов новый лекарственный препарат, сейчас испытывают. Мне заплатили, как договаривались, но не очень много. А их президент сверх того подарил джип, от чувств, наверное. Или надеялся, что соглашусь перейти к ним работать.

- Гад ты, Сенечка, натуральный гад, - Снеговой странным образом разгорячился. - Конечно, я не президент, а только директор. Родные "Три тройки", можно сказать, чахнут без науки, а ты талант налево разбазариваешь.

- Видишь ли, господин генеральный директор, я им не навязывался, услуг своих не предлагал, - с усмешкой произнес Казанцев, - они меня нашли, сами. А ты не разглядел, хотя и был рядом. Область твоих интересов - метанол да аммиачная селитра, может, еще кое-что, но все крупнотоннажное. Произвел, потом продал. Зачем тебе наука, максимум нужна технология. В этом я не силен. Реакторы, скрубберы, колонны - жуть с ружьем. А кто из нас гад, еще очень большой вопрос.

- Я же говорила тебе, что он умный, - Ниночка повернулась к Снеговому. - А мой папа считает, что в области биохимии Сенечка просто гений.

- Откуда его знает твой отец? - спросил Снеговой у Ниночки, но ответил ему Казанцев.

- Петр Федорович мне отзыв на автореферат прислал, а потом приходил на защиту диссертации, беседовал со мной. Он тогда был в Москве.

Может быть, прекратим обсуждать мою персону и вернемся к теме? Хочу поделиться с вами кое-какими наблюдениями, почерпнутыми из жизни моих литературных персонажей.

Если с самого начала наделить героев определенными качествами, они вплоть до конца повествования будут стараться воплощать их в жизнь, то есть в сюжетную линию, не считаясь с намерениями автора. Не знаю как другие, но я заранее могу придумать либо сюжет, либо персонажей. Когда я выбираю сюжет, действующие лица получаются полуживыми и неестественными, зато действие развивается по предварительному плану. Если удается успешно придумать героям основные качества, они быстро оживают во мне и начинают действовать самостоятельно. Интрига всего произведения представляется следствием проявления качеств моих персонажей, и ни чем-либо иным. Сопротивляться этому процессу, пусть даже из благих авторских побуждений, совершенно бесполезно. Только нервы трепать им и себе.

Предположим, мой герой - человек смелый. Если ему не дать других качеств, он будет проявлять свою смелость на каждой странице, сюжет окажется перенасыщенным драками, погонями, рискованными ситуациями. История может завершиться его победой, но чаще заканчивается поражением, потому что герой, осененный одной лишь смелостью, не умеет испугаться вовремя или как-нибудь иначе избежать опасности.

- Смелый имеет шансы на победу, - сказал Снеговой, - но они невелики. Можно предположить, что трусливый вовсе не имеет таких шансов и всегда проигрывает.

- Именно так. Истории трусливых героев оказываются очень короткими.

- А если у кого-то имеются одновременно и смелость и трусость, тогда что?

- Получается интереснее, - ответил Казанцев. - Возникают варианты. Проявляя оба эти качества в соответствии с обстоятельствами, герой сильно увеличивает свои шансы на победу. Если он действует вопреки ситуации, боится тогда, когда нужно проявить смелость, и наоборот, шансы на победу резко снижаются. Выходит, что двух качеств недостаточно. Требуется оценивать ситуацию, принимать правильные решения. Иными словами, нужен ум.

- Ты его добавил, - усмехнулся Снеговой, - но, все равно, оказалось мало. Дальше, больше: опыт - неопытность, честность - бесчестность, организованность - разгильдяйство, душевность - бездушность. Этих качеств тьма. Их не сосчитать, в них не разобраться.

- Вовсе нет. По крупному, их всего восемь. Все качества, которые мне удалось увидеть или представить в человеке, я разбил на четыре группы. Могу попробовать их описать, если интересно.

- Очень, - сказала Ниночка, - потому что Бог, которого я слышала три раза, говорил о простых качествах бытия. Надеялся, видимо, что мы поймем. Мне кажется, это одна из основных целей всей нашей истории, может быть, даже главная.

- Я помню, - отозвался Казанцев. - Кровь, пот, слезы, ну и сперма, конечно. Очень похоже, хотя божественные формулировки лучше моих, компактнее и более образные. Мои же грешат описательностью. Уж чем богаты…

Итак, восемь качеств разделяются на четыре группы, по два в каждой. К первой группе принадлежат качества, связанные с жизнью, ко второй - с душой, к третьей - те, что отвечают за деятельность ума и принятие решений. Четвертая - знания, опыт, самореализация.

Так вот, первое качество: жизнь. Сюда входит все, что имеет отношение к телу, внешнему облику, манере двигаться, способностью выполнять физическую работу или упражнения. Пол, связанные с ним характеристики. Темперамент. Жизненная сила и энергия. Ну и то, что относится к зарождению новой жизни.

- Тебе же известно, что все особенности тела, пол, зарождение новой жизни определяет ДНК, - прервала Казанцева Ниночка, - сейчас об этом все знают.

- Не буду говорить за всех, драгоценная моя. А мне довольно хорошо известно, что ни один процесс не будет осуществлен как нужно, если им не управлять. Вначале создают план, изучают механизм, потом на его основе разрабатывают технологию, делают проект, только после этого строят завод, который будет осуществлять процесс. ДНК - ключевая структура химического завода под названием человек в некотором смысле заводоуправление. Не думаю, что природа опустила все предшествующие стадии? Качество "жизнь" задает программу, а ДНК и все остальное, что есть в теле, ее осуществляют. Согласна?

Второе качество первой группы: смерть и время. Невозможно, имея жизнь, не иметь смерти. Ну и всему свое время. Сюда же, как мне кажется, логично приписать все циклические процессы.

Переходим ко второй группе, то есть к душе. К первому качеству я отнес чувства, эмоции, состояния аффекта и инвазии1, ко второму - желания и мотивацию. Юнг считал, что чувство осуществляет оценочную функцию. Я с этим мнением согласен. Именно с помощью чувств мы можем узнать, насколько важным является нечто, их пробудившее. Ты, - Казанцев обратился к Снеговому, - очень точно отметил связь между чувствами, желанием и решением, когда говорил про "хочу" и "буду". Всем все ясно? Стало быть, можно двигаться дальше.

Третья группа: Первое качество - мыслительная деятельность и формирование решений. Это все, что человек мыслит сам, и то, что мыслится в нем. Если тебе в голову пришла удачная мысль, не думай, что ты ее автор. Это тоже Юнг написал, - вероятно, его посещали соответствующие мысли. Аналогичный опыт, я полагаю, был и у вас. Вообще мыслить и говорить, не осознавая этого, легко, примеров этому тьма. Бесконтрольные эмоции вызывают неконтролируемые словоизвержения. Когда гнев, например, или сильное раздражение проходят, герой начинает думать, зачем он все это говорил. А иногда даже бывает трудно вспомнить, что именно наговорил в запале.

Человек мыслит с помощью слов, но язык, по меркам эволюции, возник недавно. Однако животные принимают решения, как правило, точно соизмеряя свои силы и возможности. Они мыслят не словами, но мыслят. Может быть, для них имеют значения их образы реальности. А возможно, в их представлениях о себе, в собственном "я" эта работа мысли никак не отражается, точно так же, как для нас вещью в себе является функционирование почек или селезенки. Животное производит какие-то действия, по меркам гордыни человеческой, совсем простенькие, но вид выживает. Слепой случай! Человек, вообще, склонен считать случайным, все, что не может контролировать.

А мы с вами перейдем ко второму качеству, связанному с мыслью. Сюда я отнес способность улавливать сигналы из внешнего мира и из внутреннего. А также то, что относится к распознаванию и идентификации поступающих сигналов. По возможностям восприятия люди сильно различаются, впрочем, как по способности корректно идентифицировать сигналы. Простой пример: известно, что показаниям очевидцев происшествия можно верить с большой осторожностью. Вроде бы, смотрели все на одно событие, а увиденное сильно различается.

Четвертая группа - познавательная деятельность. Первое качество обуславливает стремление к познанию, к накоплению знаний и опыта. Фактически столбовая дорога человечества пролегла сквозь это качество. Вот смотрите, человеческая жизнь, как таковая, проходит от рождения до смерти через одни и те же вехи: вырос, женился, родил детей, их вырастил, состарился. Сколько тысячелетий все то же самое, своеобразный бег по кругу. Тогда как, сумма знаний - прямая, идущая от нуля в бесконечность. Одна хорошо известная нам библейская история с изгнанием из рая за попытку познания добра и зла - начало этой прямой. Бросая взгляд из той точки, где мы находимся сейчас, к началу, я вижу пройденный путь, преисполняюсь гордостью за человечество. Его знания обширны, а достижения грандиозны и впечатляют. Однако тень человечества не уступает его свету: сколь велики достижения, столь низменны пороки, а то, что человек спокойно уничтожает себе подобных в особо крупных размерах, творит множество сходных деяний, рождает ужас, переполняет сердца страхом.

Но ведь никто не обещал дорогу познания добра. Сразу было сказано: добра и зла. Как говорится, мероприятия развернуты в полном соответствии с планом.

Второе качество четвертой группы я бы назвал самореализацией. Человек уже получил жизнь, душу, способность мыслить. Перед ним открыт путь. То, что он делает в жизни, и то, как делает, составляет содержание данного качества. Отнесем сюда достижения, карьеру, победы, провалы, поражения, все формы творчества.

О качествах я рассказал. Но прежде, чем вы начнете критиковать их и меня, хочу еще кое-что добавить. Все эти качества безличностные. Их можно варьировать до бесконечности, но не приблизиться ни на шаг к возникновению индивидуальности. Значит, должно быть еще что-то. Некий центр, где все качества сходятся воедино, где возникают связи между ними. Через эту точку, по-видимому, направляются от качеств управляющие команды к телу, к ним идут сигналы из внешнего мира от органов чувств. Не менее важно, что этот центр - основа всякого индивидуума, его "я". Но там, где расположена область ощущения своего "я", мы отыщем и сознание. Можно конечно представить ощущения "я" в досознательной стадии развития, но невозможно оторвать возникшее сознание от "я". Сознание - некий дар, полученный человеком в ответ на его путь в материальном мире, поэтому оно ориентировано в первую очередь на реалии этого мира.

Вот собственно и все. Прошу отнестись снисходительно, поскольку то, о чем я вам рассказал, для меня почти самое дорогое.

- Здорово! - воскликнул Снеговой. - Правда, Ниночка? Но я прекрасно понимаю, почему ты не очень хотел об этом рассказывать. Скорей всего, не слишком верил, что тебя кто-то сможет понять, не хотел выглядеть смешным, поэтому смущался.

Действительно, твой аналитический подход к жизни, как и сами качества слишком уж выходят за рамки общепринятого. Даже такому сверходаренному, как ты, тяжело быть первым, одиноким, непонятым.

Что греха таить, случись этот разговор до яблочной фазы нашей истории, я бы не сумел проникнуть в смысл сказанного, посчитал бы твои занятия дурью, может, посмеялся бы. Хотя…, - Снеговой замолчал, что-то обдумывая. После паузы продолжил, - возможно, не стал бы смеяться и прежде. Знаешь почему? Твой рассказ воздействует на чувства. Пока ты говорил, я старался разобраться в существе твоих доводов. И не нашел ошибок или несообразностей. В принципе согласен с выводами. Но когда я говорил о чувствах, то имел в виду другое. У меня возникло ощущение жизненной реальности высказанных тобой идей. Это ощущение не связано с работой ума. Даже если бы мой разум и логика сказали нет, я бы сказал да. Странно получается, но это именно так.

- Правильно, - произнесла Ниночка.

- Что правильно, - удивился Снеговой, - о чем ты?

- Сенечка очень правильно определил качества, - Ниночка говорила и выглядела так, как будто перед этим находилась глубоко внутри себя, потеряла там нить разговора, теперь вынырнула, но еще не в полной мере осознает происходящее. - Кровь - это жизнь, кровь и сперма - характеристики пола, сперма - зарождение нового. Слезы - это душа, возможность лучше понять себя и другого. Пот - усилия, направленные на самореализацию. Эти качества бытия прекрасно совмещаются с твоей схемой. Поодиночке женщина и мужчина не могут создать новую жизнь, значит, они связаны функционально. Тогда, смотрите, женские слезы - это ее слабость и сила. Она может понять мужчину, вобрать в себя его боль, тем самым, подготовить к борьбе, вынудить ступить на путь самореализации. В этом ее предназначение. Не понимаю, почему женщины так исступленно борются за равноправие.

- Осваивают свои душевные качества, - сказал Снеговой. - Но пока не понимают, что невозможно взять силой то, что так легко приобретается слабостью. Только ведь слабость слабости рознь. Если это будет нытье и постоянные попреки, тоже мало хорошего.

- Я вам рассказал, - вступил в разговор Казанцев, - о горизонтальном, если так можно выразиться, срезе качеств, но у них есть и своя вертикаль. Попробую пояснить на примере: возьмем какую-нибудь поведенческую характеристику из области самореализации, например, порядочность.

Уже из самого слова понятно, что порядочный человек должен соответствовать принятым в данном обществе порядкам. Он живет как все. Вокруг него воруют, он не отстает. Никто не ворует, и он не ворует. Никакой напряженности по качеству нет. Это старт, нулевая отметка. Вдруг неожиданно для себя, иначе говоря, бессознательно, он совершает поступок - отказывается подписать донос там, где доносы - норма жизни. Наступают последствия: его начинают отличать те, кто раньше относился к нему почти как предмету мебели, в нем просыпается уважение к себе, доселе незнакомое. Но к нему меняет отношение власть, его сажают в тюрьму. Внутреннее напряжение уже хорошо заметно. Мы будем считать, что он поднялся.

Проходит какое-то время, он оказывается на свободе, меняет место жительства. Но вдруг, также неожиданно для себя, как в первый раз, пишет донос, находясь при этом в обществе, где доносы писать не принято. От него отворачиваются друзья, знакомые, семья. На него косо смотрят власти. Он теряет уважение к себе. Мы будем считать, что он опустился. Внутреннее напряжение будет больше, поскольку отсчитывается не от нуля, а от точки подъема.

Жизнь катится дальше. Неожиданно наш герой совершает подвиг: спасая совершенно незнакомого мужчину подставляет себя под удар ножа, раненный борется с бандитами, кого-то побеждает. Последствия понятны. Подъем по качеству сильно увеличивает напряженность.

Остается только сказать, что после этого несчастный, некогда порядочный человек, совершает преступление, действуя при этом с особой жестокостью и цинизмом, но опять совершенно неожиданным для себя образом. Резкий спад по качеству. Напряженность возрастает еще сильнее.

Этот пример нельзя, конечно, рассматривать как типичную модель человеческой жизни. Я просто хотел, чтобы вы получили представление о диапазоне размаха качеств. Мне кажется, что этот диапазон отчетливо виден не в чей-либо частной истории, а в жизни всего общества. Исходя из сказанного, можно понять, почему так выросла напряженность существования. Человек семимильными шагами идет "вверх" и "вниз". Наверное, мы должны быть благодарны убогим и нищим за их подвиг, к счастью для них, почти абсолютно бессознательный.

Не лишним будет спросить себя, а зачем все это нужно? Думаю, в момент "икс", когда напряженность станет невыносимой, кто-нибудь воспримет свою ситуацию иначе, чем прежде, будет решать сам, как из нее выйти. Все "вдруг" и "неожиданно" исчезнут, он перестанет метаться по диапазону качеств, обретет свой собственный путь, свободу выбора. Но это будет уже совсем другая история.

- Давайте вернемся к нашей теме, - сказала Ниночка, - мы не закончили обсуждение. Даже если считать, что мы разобрались с целями, вопрос, кто именно организатор драмы, которую мы с вами разыграли, остался открытым.

- И ты, драгоценная моя, предполагаешь, что мы его сейчас закроем, - засмеялся Казанцев.

- Ничего подобного, - Ниночка не отреагировала на насмешку. - Может быть, я неудачно выразилась, допускаю. Нужно было сказать, что боги, устроившие этот спектакль, посчитали, наверное, себя тоже его участниками. Они действовали скрыто, в собственном обличье на сцену не выходили, проявляясь через других действующих лиц, то есть, через нас. Все равно, я думаю, им хотелось, чтобы мы не только узнали, что они есть, но и поняли, кто они.

- Как ты предполагаешь установить, кто они? - спросил Казанцев.

- Думаю, каждому из нас известен свой бог.

- Вот именно, - вступил в разговор Снеговой, - об этом ты мне сказал сегодня в офисе. Ведь правда, у тебя есть свой отдельный бог, Сенечка? Кто он?

- Если вы настаиваете, я скажу. Гермес Трисмегист.

Ниночка назвала Изиду.

- Тогда мой бог - Осирис, - произнес Снеговой.

- Понятное дело, - улыбнулся Казанцев, - Осирис муж Изиды. Муж и жена - одна сатана.

- Почему одна? - не согласилась Ниночка. - Изида в некотором смысле предшественница Девы Марии, только более живая и деятельная. Осирис - царь природы и подземного мира, совокупный образ бога, каким он был до разделения на Христа и Сатану. Иннокентий, насколько я могу судить, до определенных пределов соответствует обеим ипостасям.

- Но все равно, чего-то мне не хватает, - проговорил Снеговой. - Хочется неоспоримых доказательств.

- Например чтобы небеса разверзлись?

- Именно. Или чего-нибудь в этом роде.

 

Оказалось, что к этому добавить уже нечего. Беседа иссякла. Выпили еще коньячку, вызвали такси Казанцеву и расстались исключительно довольные друг другом.

То в одном, то в другом доме гасили свет, люди ложились спать. Спустя какое-то время потемнели окна в доме Снегового. На город опустилась ночь.



Примечания

1. Состояние аффекта. В этом состоянии человек становится одержимым, он уже сам не свой, контроль над собой снижается до нулевой отметки. Человеком овладевает то, что у него внутри, он не в силах ему противостоять. Он может сжать кулаки, сцепить зубы, но он уже не принадлежит себе. В таких случаях мы говорим: "он вне себя", "бес попутал" или "что на него нашло?", ибо такой человек выглядит одержимым.

Инвазия (invasion - англ. вторжение, нашествие) - безраздельное господство теневой бессознательной стороны психики, способной влиять и на сознательные процессы. Сознательный контроль достигает своего нижнего предела. Это экстраординарное состояние, в котором от охваченного бессознательным здорового человека можно ожидать чего угодно. Когда подобные состояния приобретают привычный и повторяющийся характер, это называют неврозом.

Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. М., Киев, "Рефл - бук", "Ваклер", 1998, с. 30 -31.

Все права защищены
www.hermetism.ru
info@hermetism.ru