Герметизм
Герметизм

Человек - творец судьбы

Полноценная старость
Вместо предисловия к роману

Полноценная старость

В каком возрасте человек задумывается о том, что ему предстоит в старости? Да и задумывается ли вообще?

Но ведь задумываться надо. И, видимо, лучше подготовкой саней заниматься летом. Или хотя бы осенью. Но не в разгар же зимы!

В смысле старости я пока еще достаточно молода, - мне 52 года. Но задумываться начала и отчасти даже готовиться. Не так давно, правда, всего пару лет назад.

Может быть, я преждевременно взялась за эту статью? Наверное, следовало бы выждать лет 10, а то и все 30. Чтобы сначала посмотреть на реальные достижения, а потом уже писать об идеологии, на базе которой они получены.

Но 30 лет - слишком долгий срок, а идеология мне нужна сейчас. И, вероятно, не только мне. Значит, поработать над ней нужно не откладывая (написание этой статьи и есть реальная работа над уточнением собственных представлений), а жизнь потом внесет свои коррективы.

Итак, тема этой статьи - полноценная старость.

Едва ли не каждый, встречая плохо двигающихся, а то и парализованных, мало что понимающих стариков, у которых не осталось ни ума, ни возможностей обходиться без посторонней помощи, думал: "Не дай, бог, такого!" В данном контексте вопрос "Что делать?" - отнюдь не праздный. Ну, так и что? Не плохо бы разобраться.

Все написанное ниже - моя версия ответа.

Жизнь человека на этом свете начинается с рожденья и завершается смертью. В промежутке между этими двумя эпохальными событиями имеются фактически три больших этапа: молодость, зрелость и старость. Конечно, внутри каждого из них можно выявить достаточное количество более мелких, так, например молодость предваряется младенчеством, отрочеством и юностью. Однако для данного анализа это обстоятельство не имеет существенного значения, если рассматривать цели указанных этапов. Именно по целям эти этапы и различаются.

Вначале о задачах молодости. С чего все начинается? Человек формирует свой характер, или можно считать, что характер проявляется в человеке, раскрывая себя. Как кому нравится. Индивид оказывается в плену своих противоположностей, своих собственных плюсов и минусов, возможностей и ограничений. Изучением этих противоположностей, вернее, их общечеловеческого значения, занимались алхимики и вслед за ними Юнг1. Они составляли из них пары, четверки (quaternion) двойные четверки (двойные quaternion).

Каждый, абсолютно каждый, имеет собственные качества, свой набор четверок, иначе говоря, "свой крест". На котором он распят, подобно Христу, то есть, мучим собственными совершенствами и несовершенствами. И вынужден строить себе жизнь, воплощая свои качества, тем самым, переводя их из эфемерной сферы характера и души в реальность бытия. Проходя подобно алхимикам через "восхождения и нисхождения"2 (см. также "Этапы пути", главу "Восхождение и нисхождение"). В этот путь входят взросление, становление личности, семейное строительство, воспитание детей, карьерный рост, отдых, развлечения, любовь и пр.

Ну и что дальше? Кто знает? Ведь Христос умер молодым, раздираемый противоречиями и гвоздями, вопрошая в своих мытарствах: "Для чего ты, Господь, меня оставил?"

А действительно, для чего?

Наверное, каждый должен сам пройти этот путь, без подсказок и поблажек.

Ну а дальше-то что?

Одни из первых, насколько мне известно, пойти дальше решились алхимики. Они посчитали работу Христа незаконченной. (В 33 года умирать не хочется, правда? Как-то рановато, по нашим меркам.) Не одно столетие посвятили алхимики тому, чтобы понять суть противоположностей и превратить их борьбу в единство. Все ли они достигли внутренней гармонии, судить не берусь. Да это и не так важно.

Важнее другое: насколько удалось достичь гармонии мне. Именно мне и другим, кто подошел к рубежу, отделяющему зрелость от старости.

Атрибут молодости - борьба противоположностей. А признак зрелости - их примирение, единство или слияние. Отсюда и гармония, пусть даже она не абсолютная, а только лишь до определенной степени. Часто ли это достигается? Много ли среди людей, достигших зрелых годов, истинно зрелых?

Но именно перед ними старость открывается в полном своем величии, как апофеоз жизни, а не как ее горький печальный итог.

Прежде чем переходить к обсуждению старости, уместно несколько слов сказать о смысле жизни. Вернее о том, как он открывается лично мне. Хотя в своих взглядах я отнюдь не оригинальна, - вслед за восточной философией представляю жизнь в образе колеса, одна половина которого, располагающаяся, скажем так, над горизонтом - жизнь на этом свете, вторая - под горизонтом - жизнь на том свете, то есть посмертие. Точки, в которых колесо пересекает горизонт, соответствуют рождению и смерти. А само это колесо на Востоке называют колесом сансары или колесом воплощений. О том, с чем человек сталкивается в посмертии, лучше всего повествует Тибетская книга мертвых3, описывая тамошние ужасы и страдания весьма подробно и детально. Если верить этой книге, а причин ей не верить у меня не имеется, здешняя жизнь определяет возможности и, соответственно, достижения человека в посмертии, а значит, и параметры нового рождения: время, место, некоторые черты характера, основные линии судьбы.

Это если колесо сансары не разрывается. А если разрывается, то перед человеком открывается один из двух путей: "вверх" или "вниз". В Тибетской книге мертвых о них очень мало информации, видимо, колесо рвется не слишком часто. Но, тем не менее, - путь "вниз" уводит куда-то в окончательные Ады, очень-очень надолго, и непохоже, чтобы пребывание там приносило удовольствие. Ведь и обычное посмертие, судя по его описанию в книге, далеко не сахар.

Тут следует упомянуть, что наше сегодняшнее сознание, скорей всего, смертно, а душа, - наоборот, бессмертна. Следовательно, эмоции и чувства сохраняются везде в тех мирах, бояться и ужасаться, переносить боль, придется на всю катушку. По крайней мере, нельзя исключать именно такое развитие событий.

Путь "вверх" представляется куда более предпочтительным. Это супер-приз. Утрачивается необходимость продолжать череду воплощений и развоплощений, для жителя Востока открывается дорога в "тело Будды". Почему для жителя Востока? А мы просто не знаем, что это такое. Рискну предположить, что в такой момент становится возможен переход в иные планы бытия, несравненно более заманчивые, ибо осенены они божественным именем Будды.

Тибетская книга мертвых недвусмысленно намекает, что ради обретения этого пути необходимо суметь перенести сознание через смерть, не теряя понимания происходящего, памяти и непрерывности собственной личности. То есть, мы говорим уже не только о переходе в иные планы бытия, но и о бессмертии (гораздо подробнее эта тема описана в главах 22 и 23 моего романа "Жемчужные ворота в вечность" и в примечаниях к ним). Естественно, о такой форме бессмертия, которую можно представить в том плане бытия, где все мы живем-поживаем. Тогда смерть и посмертие будут подобны засыпанию и сну, а рождение с младенчеством - пробуждению. К вступлению в молодость человек вспомнит себя, восстановит в памяти обстоятельства прежних жизней и то, что делал в посмертии. Без сомнения, Человек Бессмертный, вооруженный столь большим жизненным опытом и знанием двух миров сансары, будет кардинально другим. Есть вероятность, что существенно переменится и наше общее бытие.

Возможно ли это? Почему бы, нет. Идея обретения бессмертия кружила головы алхимиков Китая и Европы не сотни, а тысячи лет. Вдруг кто-нибудь уже добрался до иных планов бытия. Точно ведь не узнаешь, пока не попадешь туда сам. Но чтобы было на что опереться пытливому уму, нам в наследство остались алхимические идеи о том, как достичь. И первая из них - "восхождение и нисхождение" - задача молодости, состоящая в раскрытии и постижении собственных противоположностей (выявлении реальных достоинств и недостатков, которые не есть недостатки, как таковые, а лишь черты характера, просто нужно научиться их использовать себе во благо). Вторая - задача зрелости - превратить противоположности в единство, вырастить в себе гармонию. У алхимиков это называлось созданием квинтэссенции. Последняя идея - столь полное слияние духа, души и тела в единство более высокого уровня, которое позволит перейти через смертный рубеж, не утратив свою личность, а значит, обретя бессмертие. Эта задачка на старость.

Впрочем, можно этого и не делать. Но нужно хотя бы знать. Тогда появляются варианты, вместе с ними возможность выбора, а вслед за этим жизнь обретает смысл. Ибо смысл жизни, как мне кажется, - в обретении возможности выбора и его осуществлении.

Двадцатый век (про двадцать первый говорить пока рано) - время торжества научного атеизма. Естественнонаучная точка зрения, если я правильно помню, - что жизнь есть форма существования белковых тел - низводит человека до его тела. Кто спорит, срок жизни белковых тел ограничен (наука полностью изучила этот вопрос), они подвержены распаду, воссоздание их в прежнем виде не представляется возможным и после Страшного Суда.

Но в теле человека горит искра божья - его душа и дух. Как быть с ними? Их уж, всяко, не отнесешь к белковым телам, скорее, - к энергии, которая по закону Ломоносова - Лавуазье не возникает и не исчезает, а только переходит из одного вида в другой. Из одного тела в другое, из одного мира в другой, сохраняя свои характеристики, но не помня об этом.

Чтобы знать и помнить, требуется к душе и духу изначально бессмертным добавить сознание, которое достигло бессмертия по собственной воле, в результате собственных трудов. Тогда личность обретет бессмертие, пусть даже ей и придется менять белковые тела.

Пусть вопрос о смене тел - спорный, пусть шансы на бессмертие - невелики, факт предстоящей утраты тела сомнений не вызывает. Смерть неминуема. И для многих страшна именно своей окончательностью. Может быть, доказательств существования посмертия недостаточно, но ведь и обратное не доказано. Божье царство вместе с Богом когда-то отменили декретом. Превратив людей на Земле во временщиков, живущих по принципу: "после нас, хоть потоп". Низвергли великое до ничтожного. Таинство смерти, лишившись сакрального смысла, стало личным концом света, индивидуально жутким и пугающим. Старость, утратив свое истинное значение, превратилась в жалкий придаток молодости. Результаты не замедлили сказаться.

Я думаю, можно многое изменить, хотя бы перестав считать смерть концом жизни. И в первую очередь, отношение в собственной старости, которая есть, или той, которая будет.

Задача старости тождественна заключительным стадиям Оpus (Великого Деланья) алхимиков. И состоит, как отмечено выше, в слиянии в гармоничное единство духа, души и тела. Истинной целью алхимического опуса, кстати, тоже является достижение бессмертия, а отнюдь не превращение металлов в серебро и золото. Последнее - просто способ проверить действенность квинтэссенции, полученной в процессе. Эта квинтэссенция виделась алхимикам то ли как жидкость, то ли как небесная субстанция, в любом случае - это отражение внутренней гармонии, достигнутой дерзновенным алхимиком или: любым из нас, кто захочет и добьется.

И как же этого добиться? Однозначных рецептов я не встречала, но думаю, что, перво-наперво, следует стараться следовать жизни, а не противоречить ей.

Начиная от рожденья, жизнь раскрывает перед человеком перспективы, дабы он мог выявить свои возможности и их реализовать. При этом столкновение с внутренними противоречиями, иначе говоря, противоположностями неминуемо. Он переживает взлеты и падения, успехи и неудачи, чтобы его собственные достоинства и недостатки стали ему понятны. Но не сразу, конечно. Как правило, стадия анализа наступает, когда заканчивается молодость. Одновременно горизонты суживаются, перспективы утрачиваются, по крайне мере, часть из них. Внешнее по логике должно уступить место внутреннему. Не тут-то было! Судорожно, как никогда раньше, человек бросается в погоню за призраками молодости: седина в голову:

Однако этап этот крайне важен. Уже адаптированный к внешней жизни индивид начинает заниматься внутренним поиском. Он ищет в себе качества, которые создают проблемы. Поскольку каждый живет изнутри наружу, то его внутренняя дисгармония оборачивается проблемами во внешней жизни. Я рискую делать подобные утверждения, опираясь на почти десятилетний эксперимент, который сама же над собой провожу, а также на наблюдения за окружающими меня людьми. Только не следует путать анализ с оценкой. Оценивать свои качества и поведение по принципу "хорошее" - "плохое" исключительно бесперспективное занятие. Такое деяние тут же порождает эмоции: себя становится жалко, обидно за себя, возникает острое желание оправдать опять же себя в своих же глазах. В крайнем случае, заменить реальные проблемы вымышленными, хотя похожими. Когда качество, обуславливающее проблему, опознано, половина дела сделано. Теперь нужно научиться правильно пользоваться этим качеством. Ведь все, что мы считаем недостатками, суть продолжение наших достоинств. Очень даже неплохо, когда человек уместно добр, уместно зол, уместно покладист, уместно стоек, когда надо - смел, в сложных ситуациях труслив, поэтому осторожен и т.д. Но это качества:. А теперь, что касается поступков. Плохих поступков творится превеликое множество. А вот этого как раз не надо, не стоит свои качества использовать во зло.

Каким должен быть результат. В первую очередь, реальным. Только практика - критерий истины. Изменения, если они действительно появятся, то неминуемо повлекут за собой перемены в жизни и в отношениях с окружающими. Жизнь будет менее напряженной, проблем станет меньше, а отношения с людьми - лучше. Есть вероятность, что удастся научиться превращать внутреннюю гармонию в серебро и золото. Только не следует ожидать, что это произойдет завтра. Сегодня вы присели на полчасика, предались анализу, а завтра вас назначают директором "Газпрома". Процесс поиска внутренней гармонии долгий и трудный, достаточно болезненный (копаться в собственных подвалах нелегко), занимает несколько лет, требует веры в себя и упорства. Не зря этот жизненный этап называют зрелостью.

Среди людей преклонных лет, которых мне доводилось, встречать, я не увидела склонных к подобному анализу, за немногим исключением. Видимо, жажда анализа не овладела массами. Нет никаких причин предполагать, что это произойдет в ближайшем будущем. Или было в недалеком прошлом.

Пока люди ждали какого-то продолжения после смерти, они готовились к этому событию, а не просто боялись его приближения. Не знаю, как сейчас, а век - полтора назад такие люди еще жили. Тогда старик (накануне пахавший, копавший или скакавший на лошади) мог почувствовать с утра, что ему предстоит, вымыться, одеться соответствующим образом, лечь на лавку и к обеду умереть. Кое-что все-таки было в этом старике и других, таких как он: имя этому качеству - смирение. Человек смиренный отказывается от борьбы с собой, принимает все, в том числе и себя, таким, как есть, и старается не совершать плохих поступков. Он достигает гармонии, хотя и не развивает сознание. Он не стремится к бессмертию, но только к качеству жизни и правильному умиранию.

Не следует путать истинное смирение с псевдосмирением, достигаемым с помощью воли. В этом случае, - когда чувства, эмоции, желания и порывы подавлены, - о гармонии не может быть и речи. Человек все еще находится в стадии борьбы. Различие между этими двумя состояниями легко представить с помощью образа: истинное смирение - как бутылку с обычной водой, псевдо - как бутылку газировки. Последнюю стоит лишь немного подогреть, взболтать и т.д. и при малейшей возможности, стоит только приоткрыть пробку, - и бурлящая жидкость фонтаном ринется наружу, заливая руки, одежду:. Так и человек, загоняющий свои проблемы внутрь, не желая их признавать и с ними как-то разбираться, превращает себя в "бомбу". "Взрыв" - вопрос времени и обстоятельств.

Когда-нибудь все-таки стоит проститься с собственным образом, вымышленным и иллюзорным, а постараться увидеть себя таким, как есть, принять эту, в общем, мало знакомую личность, отказаться от попыток отлакировать ее фасад и что-нибудь внутри покрасить. А просто жить, спокойно наблюдая за ней, т. е., за собой. Это новое "я", отнюдь не лишенное того, что вы считали недостатками, тем не менее, окажется интереснее, ярче да еще и эффективнее в действиях, чем его тусклая фантомная оболочка. И не будет бурлить.

Это новое "я" - атрибут человека зрелого.

Ну что же, теперь самое время перейти к обсуждению старости.

Ни в коем случае нельзя упускать из виду, что старость такое время, которое требует усилий для достижения того, что в молодости давалось даром или почти даром. И первое, - с чего стоит начать обсуждение, - это забота о собственном теле и его здоровье. Не подумайте только, что нужно пить еще больше таблеток, ставить уколов, свечей и клизм. Вовсе нет, по возможности их количество следует сократить. Лекарственная медицина борется с болезнями, а нам-то нужно здоровье. Это совершенно разные вещи. И по-разному достигаются.

Лучше начать свой день утречком пораньше с зарядки, каким бы противным это не казалось. Но время ответственное, не молодость все-таки, поэтому любая зарядка не подойдет. Поэтому следует найти упражнения, проверенные временем, например из хатха - йоги. Правда, упражнений в ней много, выберите оттуда, какие понравятся. Если, конечно, что-то понравится. А в качестве основы зарядки, ее ядра подойдет комплекс упражнений тибетстких лам - "Око возрождения"4. В нем всего шесть упражнений и они очень эффективные. То есть, эффект можно будет увидеть. К коже до некоторой степени (достаточно заметно) вернется утраченная эластичность, окрепнут дряблые мышцы, улучшится работа внутренних органов и самочувствие. Только не следует ждать, что это произойдет через 10 дней. Заметные изменения в состоянии организма я почувствовала только на втором году выполнения этого комплекса. В основном все, одновременно с кем мы начинали делать эти упражнения, уже бросили, посчитав их неэффективными. А зря. Не стоит рассчитывать на чудо там, где нужен труд, пусть невеликий (полчаса - час), зато ежедневный. Посмотрите на фотографию Сергея Новикова на его сайте4, разве он выглядит на свой возраст, ему там 73 года, но он занимался "Оком возрождения" 5 лет, прежде, чем сделал эту фотографию.

Теперь о питании: не следует есть так, будто вам по-прежнему 30 лет. Количество еды, вводимой в организм, должно быть уменьшено. Это же огромный труд столько всего переваривать и слишком большая теперь нагрузка на внутренние органы. Поменьше картошки и макаронов, побольше овощей и фруктов, поменьше жирного и копченого, не ешьте столько сахара и хлеба, вам совершенно не нужны конфеты, торты и пряники. Обед из одного блюда не такой вкусный как обед из трех блюд, зато и не такой сытный. Еще одна очень важная рекомендация: не ешьте консервов, внимательно читайте состав тех продуктов, которые выбираете. Если там имеются пищевые или вкусовые добавки, консерванты, стабилизаторы, антиоксиданты, все бесконечные Е, - лучше не покупайте. Эти химические вещества и внутри вашего организма не утратят своих свойств, они будут там у вас предохранять от окисления, консервировать, стабилизировать и т.д., совершенно не нужным для организма образом влияя на обмен веществ, затрудняя работу печени.

От такого питания, особенно на фоне гимнастики, месяца через два - три вы начнете терять вес (если он у вас в избытке), чувствовать себя легче и лучше.

Следующая задача - режим. Следуйте за солнцем. Вставайте пораньше, ложитесь за час-другой до полуночи. С утра вместе с солнцем работайте, вечером клонитесь ко сну. И не нужно ужасов на ночь, поэтому телевизор лучше не смотреть, газет не читать. Предавайтесь перед сном неторопливым раздумьям о смысле жизни, разговаривайте со своим богом (или ангелом хранителем), ищите проводника, которой поведет вас по дорогам посмертия.

Ищите с помощью молитв или медитации. Вы должны научиться слышать ответ (см. статьи "Медитация, ее смысл и цель" и "Техника медитации"), этому может научиться каждый, кто захочет, ведь все мы одной крови. И устроены однотипно.

Ну что же? Считаем, что если еще и не получено тело, которое в нужный (как и в любой другой) момент не подведет, хотя бы имеются необходимые предпосылки к его созданию.

Теперь на очереди душа.

Нетленная душа человеческая. Связывает сознание с миром бессознательного, служит отражением внутренней природы, а также источником чувств и эмоций. Собственно говоря, именно душа формирует отношение индивида к миру. В молодости она создает желания и рождает иллюзии, побуждающие человека хотеть, стремиться и предпринимать. Любовь, великая любовь, еще одна: Продвижение по служебной лестнице: Надежды, мечты: Проходят годы, прежде чем человек понимает, что был пленником иллюзии, а жизнь не оправдала ожиданий. Оказалась проще, приземленней, грубей. Несбывшееся превратилось в несбыточное, а достигнутое так достигнутым и осталось. Отсюда и разочарование, ибо прожитая часть жизни так непохожа на мечту:, любовный роман, детектив или боевик. Возможно, эта часть прожита очень даже неплохо, а вот представления о ней и ожидания были неадекватными. И бесценные дары судьбы прошли почти незамеченными. Достигнутого всегда не хватало, хотелось чего-то другого.

Но вот теперь и хотеть-то особо нечего, за исключением обыденно житейского. Значит, наступила пора зрелости. Время переоценки ценностей и расставания с иллюзиями. Исключительно важно научиться видеть реалии жизни и правильно относиться к происходящему, искренне радоваться тому, что есть, а не расстраиваться из-за того, чего нет. И помнить - все происходящее в собственной жизни имеет смысл и обусловлено личной позицией, своими деяниями и недеяниями, а не судьбой или стечением обстоятельств. В каждый момент времени реалии бытия отражают прошлое и указывают дорогу в будущее. Неплохо было бы перестать генерировать эмоции, успокоиться и разобраться, что есть что и что почем. Истинная добродетель души - смирение, о котором я писала раньше. Но не меньшее значение имеет правильная оценка происходящего.

И вот задачка на старость: понять, наконец, истинный смысл всех "хорошо" и "плохо", их место в собственной жизни, то есть выработать оценочные критерии. И следовать им. Насколько они адекватны, эти критерии, покажет практика. И только практика. Без этого все слова и призывы, лозунги и объяснения - пустое дело. Перейти от общих фраз к личным обстоятельствам отнюдь не просто. Так старость тем и ценна: она может достичь того, что не под силу молодости.

Теперь о духе. Хорошо бы сразу разобраться, чем дух отличается от души. По моим представлениям, дух тоже связывает сознание с бессознательным, но служит не для отражения внутренней природы, как душа, а для ее выражения и воплощения в жизнь. Душа - внутреннее, обращенное внутрь, дух - внутреннее, развернутое наружу. Эмоции, чувства и оценки - с одной стороны и мысль, понимание и действие - с другой.

Мысли бывают разными не только по направлению, но и по качеству, понимание как и оценка могут оказаться весьма далекими от реальности, а действия, зачастую, - из рук вон плохи.

В этом случае задача для старости совершенно очевидна: в мыслях - добиться мудрости, в понимании - адекватности происходящему, в действиях - эффективности. А жизнь покажет - получается или нет.

Иногда кажется, что изменения уже колоссальные, многого удалось добиться. Но если реалии бытия остались прежними, все это - самообман.

Здоровое сильное тело, правильное, адекватное отношение к жизни, интерес к работе и эффективность в ее выполнении. Человек, который всем этим обладает, - достиг главного в жизни.

Добавить к сказанному почти нечего. Вот разве что некоторые моменты уточнить. Так сказать, бегущей строкой.

Самая большая обманщица, конечно душа. Именно ей всегда чего-то недостает, чего-то недодано. Она обижена, разочарована: или завидует, ревнует. Горько плачет, жалуется, капризничает, особенно в детстве или в старости, когда снова впадает в детство. В это время она минимально ограничена сознанием. Но и в иные периоды жизни душа находит способ убедить сознание, что виноваты во всем другие, вместе или порознь, да злая судьба. Но никогда - сам человек

Позиция, бесспорно, удобная, но мало продуктивная. В результате таких воздействий души дух теряет силу и стойкость. А человек переживает встречу с роком, которому, по его мнению, нет возможности противостоять, и расстраивается. Ухудшая этим состояние не только души, Но и тела.

Если подходить к себе с других позиций и считать, что сам виновник всех своих обстоятельств, - сам и никто другой! - то, во первых, значительно снижается роль судьбы. Обстоятельства больше не представляются неумолимо роковыми, а лишь обычными житейскими неприятностями, которые лично создал, значит, можешь сам и порушить. Для этого требуются крепкое тело, сильный дух и лишенная обид - чистая - душа.

Если представить, что параметры собственной старости, состояние перед смертью - не дело неумолимой судьбы, а лишь следствие собственной позиции (в иных случаях - следствие собственной распущенности), то совершенно меняется ощущение жизненной перспективы. Примеров, иллюстрирующих это высказывание, множество. Найти их, вспомнить может каждый. Почему некоторые выстояли, выжили там, где сломались и погибли очень-очень многие? Почему одни пишут самые важные книги в своей жизни в возрасте (страше 80 лет), в котором иные не способны ни на что, даже самостоятельно слезть с кровати, а иных и вовсе уже нет? А если "повезло" или "не повезло" заменить на "захотел, решил и добился": и не прекращать стараний укреплять тело, укреплять дух и очищать душу. Тогда, видимо, и будет достигнута полноценная старость.

...Но мне этого мало. Хочется все-таки заглянуть за роковую черту на новых основаниях. И себя не потерять, и что там - посмотреть. Бога своего встретить, любимого Гермеса, уж, наверное, он не откажется выступить в роли проводника, а то, чем черт не шутит, и экскурсовода.


  1. К.Г. Юнг, Misterium Coniunctionis. , М., "Рефл-бук", Киев, "Ваклер", 1997, с.19 - 60.
  2. К.Г. Юнг, Misterium Coniunctionis. , М., "Рефл-бук", Киев, "Ваклер", 1997, с. 212 - 228.
  3. Тибетская книга мертвых, Агентство "ФАИР", "СКРИН", 1995 г
  4. Питер Кэлдер. Око возрождения - древний секрет тибетских лам.
Все права защищены
www.hermetism.ru
info@hermetism.ru