Медитация – это сознательно
предпринимаемое упражнение для встречи с бессознательным (см. Познание
непознанного / Этапы пути). Если заниматься этим регулярно, то
получаются результаты двух разных типов: возникающие во время медитации и
отдаленные. К первому типу относятся спонтанно появляющиеся образы или слова,
которые можно записывать, не прерывая медитирования. Как правило, они
складываются в тексты определенного содержания. Результат второго типа – это состояния,
возникающие через несколько месяцев от начала регулярных медитаций, но вне
связи конкретно с какой-нибудь из них. Эти состояния длятся достаточно
продолжительное время: недели, иногда месяцы. Их можно разделить на «взлеты»
(душевный подъем, радость, экзальтация) и «падения» (плохое настроение, упадок,
депрессия).
Но это далеко не все. Влияние
медитации отнюдь не исчерпывается проявлениями указанных двух типов. Есть еще
третий: возникает тяга к творчеству, следом обнаруживаются новые творческие возможности.
У всех без исключения. По крайней мере, так было в нашей группе. У кого-то
раньше, у кого-то спустя два-три года от начала практики. Мы принялись писать,
кто рассказы, кто стихи или сказки. Получилось так, что не все пишут часто и
помногу, не все имеют желание обнародовать написанное. Но все в какой-то
степени приобщились к творческому процессу. Это очень важно.
Написанное таким образом не является
продуктом работы сознания. А возникает из бессознательного. Сначала в виде
энергии. Которая инициирует интерес к конкретной теме, иногда перерастающий в
одержимость. Этот процесс К.Г. Юнг назвал инвазией (см. Глоссарий «Функции
сознания», и главу Познание непознанного/Этапы пути/Эго и сознание). В
энергетическую систему человека внедряется энергия из бессознательного. Несущая
в себе определенную информацию, именуемая из-за этого содержанием или
содержаниями. Только их еще предстоит выразить, эти содержания. Получится
рисунок, музыкальное произведение, какой-то текст в стихах или прозе, родится научная
идея или гипотеза.
Наука за последние сто – сто
пятьдесят лет сделала колоссальный рывок буквально по всем направлениям. Даже
начала интересоваться, откуда сама проистекает. Оказывается, оттуда же. Из
бессознательного. Хотя некоторые ученые и называют его информационным полем.
Разницы-то нет, как ни назови. Интересную передачу на эту тему (жалко, что не
сначала) довелось недавно (13 июля 2003г. днем) посмотреть по первому каналу
центрального телевидения. Маститые научные мужи рассуждали как раз об этом
поле. Откуда черпают информацию люди наиболее к этому делу приспособленные, а в
результате возникают научные открытия. Иногда одни и те же идеи приходят сразу к
нескольким. В этом нет ничего странного, раз поступательное развитие науки –
вещь общечеловеческая, да и материал в информационном поле, вероятно,
подготавливается специально, с учетом достигнутого уровня техники. Вспомнили,
что радио практически одновременно изобрели Г. Маркони и А.С. Попов, паровоз –
Р. Тревитик, Дж. Стефенсон и братья Черепановы, свои законы открыли Бойль
независимо от Мариотта, а Ломоносов от Лавуазье. Но бывают гении, которые
сильно опережают время. В передаче привели в пример Леонардо да Винчи, нарисовавшего
вертолет и подводную лодку. Чтобы открыть их заново, а потом воплотить в жизнь
человечеству понадобились четыреста лет развития.
Интуиция, было сказано в передаче, -
первейший инструмент познания. Но как ее обрести? Как поступить, если хочется
делать открытия, а интуиция молчит? Рецепта ученые не дали.
Я уверена, поможет медитация. Которая
способствует внедрению содержаний бессознательного, хоть интуицией называй это
явление, хоть, вслед за Юнгом, инвазией. И творческий процесс начался! Затем в
дело вступает сознание, его задача перевести эти содержания на современный язык.
Перевод, надо сказать, - штука очень
не простая. Приходится признать, что ученые справляются несравненно лучше
эзотериков. Видимо, сказывается выработанный научным сообществом системный
подход к приращению знаний. Но черпают все из одного котла. Где содержится
информация абсолютно обо всем, что есть в мире, было и будет. Сможешь – станешь
таким как Леонардо да Винчи или Нострадамус.
Настроиться на получение содержаний
из бессознательного нелегко, но их расшифровать несравненно трудней. Особенно
если стараться отличать образы реальности от самой реальности. И здесь наука
успешней эзотерики, которая начисто утратила представления о символизме визуальных
и вербальных образов, рожденных медитацией. Забыла то, что знала раньше, во
времена Мистерий.
Мы рассмотрели, весьма бегло, результаты
трех типов: один сиюминутный и два отдаленных. Они интересны сами по себе. К
тому же по ним легко судить об успешности собственной практики. Но самое
главное то, что медитация открывает возможность общения с силами бессознательного
и открывает Путь.
Теперь немного о том, что это за силы
и куда ведет Путь.
Человек достаточно много и успешно
медитирующий в какой-то момент понимает, что он в этом процессе не один. В его
мыслях появилось нечто новое, ему неприсущее. Как будто в его голове появился кто-то
еще со своими идеями и предложениями. Отличать этого странного собеседника от
себя еще нужно научиться. Немного похоже на разговор с самим собой, только
результаты разные: появляются новые идеи, со временем меняются представления относительно
собственных дел и природы вещей. Совершаются открытия, пусть не на уровне всего
человечества, а только на собственном уровне. Все равно приятно, когда
подтверждение пришедшим в голову идеям находишь в литературе, в том числе,
сугубо научной.
За примерами далеко ходить не надо:
подобный собеседник по имени Филемон был у Юнга, и тот относился к нему как к духу-учителю.
У одного из его знакомых индийцев был невоплощенный Гуру - к тому моменту давно
умерший Чанкарачара, комментатор Вед /К.Г. Юнг, Воспоминания, сновидения,
размышления, М., «АСТ-ЛТД», Львов, «Инициатива», 1998, 226-229/.
Совершенно неизвестно, кто вступает
в этот диалог со стороны бессознательного. Или что. Да и как узнаешь. Трудности
перевода в этом случае становятся неодолимыми, проверить ведь невозможно. С
одинаковым успехом можно присвоить своему визави любое имя, он (оно или они) не
обидится. Пишу это на основании собственного опыта, поскольку такой учитель
есть и у меня.
Я называю его Гермесом. По одной
простой причине: с тех пор как я научилась его слышать, стала ощущать на себе
(хочется написать на своей шкуре) его влияние, мало-помалу изменились интересы.
И сосредоточились, теперь об этом уже можно говорить определенно, вокруг его
учения, его идей и идей его учеников. Которых жило на земле без счету.
Способ постижения этих идей больше
похож на научную работу, чем на учебу: теоретические изыскания рождают гипотезы
(или гипотезы, проникшие из бессознательного, провоцируют теоретические
изыскания), затем следует стадия эксперимента: все проверяется на себе.
Эксперимент достаточно жесткий, но перспектива манит и завораживает. И такое
впечатление, что уже имеются некоторые (не слишком большие, но все-таки) успехи
по ее обретению.
А вот это и есть Путь. Перспектива и
дорога к ней.
Видимо, так бывает всегда: появление
Учителя означает готовность ученика к выполнению его жизненной задачи. Иначе
учить его нет смысла.
Теперь настала пора сделать главный
вывод: медитативная практика открывает Путь длиною в целую жизнь. Путь, который
проходишь вместе с Учителем, простирается за пределы человеческой жизни «на
этом свете». Кто в таком случае Учитель, если не Бог? Разумное информационное
поле? Впрочем, разница чисто терминологическая. На этом этапе вопрос веры
перестает быть актуальным, переходит в область знания: Бог есть. Не далекий,
отстраненный, для связи с которым нужны священнослужители и Церковь, а близкий,
приходящий на зов, ласковый, дружелюбный, любящий…
Здесь пафосность кончается,
начинается проза жизни. Моей собственной. Не знаю, как у других протекает жизнь
с другим богом. Но жизнь с Гермесом, под его руководством не проста. Думаю, что
многочисленные алхимики, хорошо прочувствовали это на себе, когда называли его самым
чистым, небесным и самым грязным, адским, «вселенским искрящимся Огнем,
исполненным Духа Небесного», который одновременно и «огонь преисподней, чудо
света, система высших сил в нижних пределах» (подробнее см. К.Г. Юнг, Дух
Меркурий, М., «Канон», 1996).
Гермес (о других судить не берусь)
вовсе не так тотально благ, как хотелось бы с обычных человеческих позиций. Ждать
постоянной милости божьей, это так естественно: в ответ на мою молитву, Ты уж
обеспечь все остальное, и чтобы стать мне «владычицей морскою», «ведь я этого
достойна». Но ничего подобного не происходит, скорее наоборот, жизнь становится
тяжелее. Становление духа требует стойкости, которая, увы, с неба не падает. А
формируется в борьбе с собой, в мучительном препарировании собственных
недостатков.
Во имя чего?
Интересно узнать, как что устроено.
И найти занятие, над которым не
властны ни люди, ни время. Достичь важных для себя рубежей, собственных вершин
прозорливости или понимания.
Но этого недостаточно, чтобы служить
приманкой в минуты, вернее дни, даже недели отчаянной депрессии, когда мир кажется
черным, а существование в нем - мерзким.
Такая приманка есть, имя ей -
бессмертие. В это понятие много всего включено. Во первых, не хочется терять
личность, которую только-только начинаешь обретать. Душа человеческая
бессмертна, на этот счет у меня нет сомнений. Только путешествует она из этого
мира на «тот свет» и обратно, будто во сне, не осознавая происходящее, забывая
в момент переходов обо всем, что было (если верить Тибетской книге мертвых). А
хочется пронести свое «я» сквозь жизнь, смерть и время, не утратив память, не
растеряв по пути отвоеванную у бессознательного часть его содержаний. Которую
обычно именуют сознанием. Меняя только тела.
Ради такой перспективы можно потрудиться.
Даже нужно. Не ленясь медитировать, стараться жить по воле божьей, не пытаясь
поменять ее на свою собственную. Просто жить каждый день делами этого дня без
разочарований и сожалений о том, что опять все идет не так, как хотелось бы.
Богу богово, а мое дело терпеть и стремиться к самоусовершенствованию.
На этом бы и закончить.… Уже ясно,
что медитация приводит к Богу, а избранность не пряник и не конфетка. Еще одно
предположение рискну сделать, естественно на научной основе. Еще буквально два
- три абзаца.
Феномен межполушарной симметрии
мозга известен давно. Из двух правое более склонно к фантазии, точнее оценивает
формы, оригинальнее воспринимает, более эмоционально. Эйфорическое состояние
связано с большей активацией правого полушария, дисфорическое – с меньшей. Левое
точнее улавливает детали, но с трудом их комбинирует, менее эмоционально,
представляется несколько сухим и скучным. Зато любит логику.
Изучение работы мозга творческих
людей показало, что у них гораздо более интенсивный информационный обмен между
полушариями, чем у всех остальных людей. В результате левое овладевает
стратегиями правого и наоборот. Полушария в большей степени дублируют друг
друга, поэтому при поражениях одного из них, второе способно частично
восполнять его функции. Творческие люди, в силу этого, имеют не столь
кардинальные изменения в восприятии при поражениях мозга и быстрее
восстанавливаются, например, после инсульта.
Связь творческого процесса с
инвазией (внедрением содержаний бессознательного) на сегодняшний день можно
считать установленной. Содержания эти внедряются в процессе медитации, не важно
сознательно она осуществляется или спонтанно. При этом не только расширяется
сознание, но и работа мозга меняется. В лучшую сторону.
Июль-август 2003 г.