Герметизм
Герметизм

Мистерия тела

Пространство мифа
Архетип.
Поведенческая модель.
Мифы и планеты.
Тонкое тело.
Чакры и планеты.
Копье Одина - коллективная фигура Тени.
Победа над Тенью.

Поведенческая модель.

Не вызывает сомнений, что в людях много общего. Например, строение тела и его функционирование, хотя и имеются личные особенности. Видимо, также устроена душа: в принципе все одинаково, но что-то у каждого свое. Общее представляется как набор архетипов, неких проформ, которые в результате деятельности людей обретают конкретные формы. Это, так называемые, поведенческие модели. Также как и тело являющиеся продуктом эволюции живой природы.

Благодаря работам этологов*, в частности Конрада Лоренца, известно, насколько люди похожи на животных. "Те элементы нашего поведения, которые мы привыкли называть человеческими слабостями, в действительности почти всегда являются свойствами предчеловеческими, иными словами - общими для нас и животных. Поверьте мне, - пишет Лоренц, - я не приписываю по ошибке человеческие свойства животным: как раз наоборот, я демонстрирую то огромное наследство, которое мы получили от животных и которое живет в нас по сей день. И если я говорю прямо, что молодой самец влюбился в галочку-самку, то тем самым не облекаю животных в человеческие одежды - напротив, вскрываю остатки инстинктивного поведения у человека. Многие высокоорганизованные млекопитающие и птицы ведут себя точно так же, как человек. У галок "Великая Любовь" очень часто вспыхивает совершенно неожиданно, как у людей - при первой встрече.

Галки, как и дикие гуси, заключают помолвки весной, на следующий год после своего рождения; у обоих этих видов половая зрелость достигается лишь двенадцать месяцев спустя. Таком образом, обычное время помолвки равняется целому году. Ухаживание самца за самкой у галок сходно с подобным же поведением гусака или юноши".

"У диких гусей, в том числе - это доказано - и у живущих на воле, бывают очень существенные отклонения от нормы брачного и социального поведения, я имею в виду связь между двумя самцами. Как и герои греческих мифов "гомосексуальные" гусаки - настоящие супермены и отличаются от нормальных мужчин лишь выбором объектов своей половой активности. Заблуждение им простительнее, - считает Лоренц, - чем Ахиллу и Патроклу, потому что мужской и женский пол у гусей различается меньше, чем у людей".

Приведенными примерами из любовно-брачной сферы далеко не исчерпывается общность моделей поведения. Но мы рассмотрим еще только одно: воодушевление. "Уже само название, - по мнению Лоренца, - выражает мысль, что человеком овладевает нечто очень высокое, сугубо человеческое, а именно дух. Греческое слово "энтузиазм" означает даже, что им овладевает бог. Однако в действительности воодушевленным человеком овладевает внутривидовая агрессия, и притом в древнейшей никак не сублимированной форме социальной защиты.

Воодушевление запускается с предсказуемостью рефлекса такими внешними ситуациями, которые требуют вступления в борьбу за нечто общественно важное, особенно если это освещено культурной традицией. Это может быть семья, нация, спортивное общество и многое другое. Каждый человек со сколько-нибудь сильными чувствами знает, какие субъективные ощущения сопровождают эту реакцию. По спине и по внешней стороне рук пробегает "священный трепет". Повышается тонус всех поперечно-полосатых мышц, осанка становится более напряженной. Голова гордо поднимается, подбородок вытягивается вперед, а лицевая мускулатура создает совершенно определенную мимику, известную всем из кинофильмов, как "героическое лицо". В священности этого трепета и в одухотворенности воодушевления усомнится лишь тот, кто видел соответствующие формы поведения самца шимпанзе, который с беспримерным мужеством становится на защиту своего стада или семьи".

Приведенные примеры, интересные и сами по себе, помогают лучше понять, что такое поведенческая модель, насколько она типична, вернее архетипична. Если даже этолог, явно далекий от проблем бессознательного, использует мифологические мотивы.

Теперь попробуем обобщить приведенную информацию. Я думаю, что архетип можно образно представить в виде блока (набора) программ, направленных на достижение определенного результата. Каждая программа соответствует одной поведенческой модели. А для отражения архетипов и указанных моделей в сознании служит миф. Остается добавить, что данных о наличии собственной мифологии у животных как будто бы не имеется, но поведенческие модели они используют принципиально те же самые и не менее успешно, чем человек. Данное обстоятельство очень полезно учесть, если вдруг придет в голову задуматься о роли сознания в формировании привычек, определении собственной тактики и стратегии, манере себя вести.

Все права защищены
www.hermetism.ru
info@hermetism.ru