Этапы пути
Много званых да мало избранных.
Многие люди имеют интерес к сфере трансцендентного:
к религии, оккультизму* или мистицизму*. Читают книги на эти темы,
смотрят фильмы. Иначе говоря, приобретают информацию. Некоторые идут
дальше: пытаются что-то делать сами. Изучают какие-то техники, делают
упражнения, медитируют. Это званые.
А кто же
тогда избранные? И почему их мало? Попробуем разобраться. Посмотрим,
что надеется получить человек за освоение заповедной территории?
Видимо, это преференции, новые знания, мистический опыт или опыт
познания Бога. К этим составляющим сводятся, по сути дела, все
индивидуальные стремления. Хочется достичь власти и могущества, или
освободиться от кармы, выйти из череды воплощений, достигнуть
бессмертия. Заглянуть за горизонт, в неведомое, узнать то, чего не знал
раньше, чего вообще никто не знал. И, конечно, важен мистический опыт:
в один прекрасный момент приходит чувство, что ты не один, что рядом в
невидимом мире есть некто (или нечто), обладающее разумом и волей,
которому ты не безразличен. Это чувство обладает огромной внутренней
достоверностью. После подобного переживания вопрос о вере в наличие
Бога сам собой отпадает. Заменяясь вопросами: "Каков Он? Чего хочет?"
Но
время идет… Свежесть впечатлений теряется, вместо праздников и
откровений наступают будни. Которые длятся и длятся. Ничего на первый
взгляд не улучшая, ничего не принося. Кроме плохого настроения,
мучительных состояний и череды бесконечных неприятностей. Могущества и
власти, хотя бы только над собой, как не было, так и нет. Бог явно
смотрит в другую сторону. Ему недосуг. Хочется бросить все эти
медитации и изыскания… И многие бросают.
Остаются
лишь некоторые. Избранные. Избравшие сами себя, поскольку готовы
терпеть душевные муки. Ради чего? Нет ни власти, ни выгод. И не
предвидится. Но интересно узнать, как устроен человек и мир вокруг.
Чувство "научного" любопытства - самое бескорыстное, но и самое
плодотворное, помогающее преодолеть трудности. Более того, понять их
природу. Удивительно, но факт.
Наверное,
дело в том, что всякое взаимодействие с бессознательным (с энергиями,
все бесконечные восхождения и нисхождения) выявляют собственные
недостатки и внутренние проблемы. В такие моменты в жизни будто что-то
ломается, и не так страшны невзгоды, как собственные неадекватные
реакции на них. Как будто срываешься с цепи. Раздражение чередуется с
истерикой, крики и вопли со слезами, а то и с депрессией. А по какому
поводу? Бессознательное предъявляет очередную внутреннюю проблему,
сознание упорно не хочет ее увидеть, тем более признать. Ведет поиск,
на кого бы свалить вину. Нужно мужество, чтобы признать виноватым себя.
Но сознание окончательно позиций не сдает, прячет недостаток, тщательно
маскирует его, выдает за другой. Ошибиться легко. Подумать, что
проблема решена… Но бессознательное не успокоится, не отступится.
Ситуации повторяются, пока не будет найдено правильное решение. Которое
немного да изменит обычные жизненные установки, привычное поведение. В
противном случае неприятности имеют тенденцию укрупняться, а внутренний
дискомфорт - усиливаться. Или, в лучшем случае, интерес к эзотерике
пропадает.
А избранные занимаются познанием, срывают плоды с Древа познания добра и зла. Возможно, вы найдете их на этом сайте.
Июнь-сентябрь 2002 г.
- К.Г. Юнг, Сознание и бессознательное. Санкт-Петербург - Москва, "Университетская книга", "Аст", 1997 г., стр. 98-99.
- К.Г. Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. "Рефл-бук", "Ваклер", 1998 г., стр. 173 - 174.
- Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1989 г., стр. 218 -219.
- К.Г. Юнг. Mysterium Coniunctionis. "Рефл - бук", "Ваклер", 1997г., стр. 212 - 215, 223 - 224.
- К. Г. Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. "Рефл-бук", "Ваклер", 1998 г., стр. 18 - 21.
- К. Г. Юнг, Аналитическая психология: ее теория и практика. Тэвистокские лекции. "Рефл-бук", "Ваклер", 1998 г., стр. 29 - 31.
|