Этапы пути
Медитация, Восхождение и нисхождение
Что же это такое?
"Индивидуальное
поклонение или умственное упражнение, ведущее к умиротворению и
духовному осознанию Высшей Реальности. Методами медитации являются
сосредоточение, созерцание, отстранение и др.", - утверждает Энциклопедия мистических терминов (Москва, издательство "Локид" - "Миф", 1998 г., стр. 315).
Попробуем
уточнить данное определение медитации. Мне кажется, что упомянутое
упражнение осуществляет сознание с помощью своей энергии, которую
называют волей. Этим человек устремляется за пределы своей обычной
реальности, открывая себя энергиям или потокам сил бессознательного.
Фактически призывая их к более тесному взаимодействию с собой. Какая бы
техника не практиковалась, какие намерения или цели не имело бы
сознание, результаты, видимо, будут сходные. Я могу выделить два различных типа таких результатов. Первый - ощущения; образы, появившиеся перед внутренним взором; слова, стихи или тексты, записанные во время медитации. Второй
тип - различные настроения и внутренние состояния, явления и события
жизни, возникшие спустя некоторое время от начала регулярных
(подчеркиваю слово "регулярных") медитаций.
Повторю
еще раз: ищущий во время медитации устремляет энергию своего сознания
(волю) за его границы. И надо понимать, что энергия туда выходит, а
сознание - нет. Начинаются процессы энергетического взаимодействия,
протекающие вне "территории" сознания и без его контроля. Ничего об
этих процессах ему неизвестно. Информация из бессознательного не может
попасть в сознание прямо. Она подобно посланию на неизвестном языке,
которое необходимо расшифровать. Многие не принимают во внимание данное
обстоятельство, поэтому результаты первого типа принимают за чистую монету, а результаты второго типа вообще не соотносят с медитациями.
Ищущий
начинает регулярно медитировать. Как правило, требуется некоторое время
для настройки индивидуальной чувствительности, в среднем несколько
месяцев, чтобы сознание научилось воспринимать сигналы из
бессознательного. Затем нужно их распознавать и расшифровывать.
"Видеть" и "слышать" во время медитации довольно просто, я думаю, это
доступно каждому желающему. Потому что каждый слышит свои мысли и умеет
строить образы на своем внутреннем экране. Точно также, тем же
способом, он "видит" и "слышит" бессознательное.
Образы
отличить просто, они возникают спонтанно во время медитации. Это может
быть все, что угодно: линии, геометрические фигуры, растения,
ландшафты, силуэты животных или людей, символы. Иногда они яркие,
иногда бледные, плохо проявленные, скорее угадывающиеся, чем
прорисованные.
С мыслями сложнее, отличить
чужую от своей удается только, если записывать их подряд. В том порядке
как появляются. Когда они собираются в какой-то текст, становятся видны
смысловые различия и ритм, напоминающий стихотворный. Содержание обычно
весьма тривиально. Это призывы, лозунги или стихи, высокопарные и
корявые, особенно поначалу.
Ищущий и его
соратники, если он медитирует не один, этого не замечают. Их
переполняет ощущение значительности происходящего и собственной
исключительности. В этот период сильный душевный подъем не
соответствует уровню реальных достижений. Да они особенно и не связаны,
потому что относятся к результатам разных типов. Огромное, обладающее
колоссальной энергией, бессознательное коснулось единичной человеческой
души, дохнуло в нее. А человек не разобрался, принял это за свое личное
достояние. Наполнился этой энергией, раздулся. Решил, что вполне
преуспел на выбранном поприще, что от бога его отделяет всего лишь одна
ступенька лестницы.
Я это испытала вместе с
группой "четверговых" (см. главу "Что нас объединяет?"). Ни одно из
моих занятий ни разу в жизни не казалось мне таким важным и нужным для
всего человечества, как медитации тогда в группе. А интеллектуальные
достижения того периода, при их беспристрастном рассмотрении, оказались
более чем скромными. В то время я много писала под диктовку из
бессознательного, больше десяти общих тетрадей исписано за год. Зато
теперь, встречая книги, наполненные разнообразными призывами или
пророчествами, исходящими от небесных иерархий любого уровня святости,
пророков и мессий, точно знаю, что это такое и откуда оно взялось.
Аналогичную природу, на мой взгляд, имеют все космогонии, описывающие
нематериальное строение Вселенной, Земли или человека. Со всеми тонкими
телами и обитателями. Все эти образы имеют смысл, но, боюсь, совсем не
тот, который приписывают ему создатели. Но об этом поговорим позже.
Вернемся пока к пророкам. Но не к тем, чьи пророчества действительно
сбываются в реальной жизни. А к тем пророкам учителям и мессиям, чьи
обещания сбываются только в затуманенных умах последователей.
Несомненно,
их уверенность в правильности своих предсказаний питается из
бессознательного. Они убеждены в собственной исключительности и
святости. Об этом им говорят чувства. Заставляя верить в реальность
происходящего.
"Попытка охарактеризовать такое состояние как "богоподобие", - пишет Юнг, - выглядит
почти абсурдной. Но поскольку они выходят за пределы своих человеческих
"размеров", в каждом из них есть немного "сверхчеловеческого" и
поэтому, говоря фигурально, богоподобного. Если кто-то хочет избежать
употребления этой метафоры, я бы предложил говорить здесь о
"психической инфляции". Этот термин кажется мне подходящим, поскольку
обсуждаемое нами состояние представляет собой распространение личности
за индивидуальные границы, другими словами, является состоянием
раздутости. В таком состоянии человек занимает место (to fill a space),
которое обычно не способен занять. Он может занять его, только
присваивая себе содержания и качества, которые прекрасно существуют
сами по себе и поэтому должны оставаться вне наших границ. То, что
лежит вне нас, принадлежит либо кому-то другому, либо всем, либо не
принадлежит никому".
Это, происходит с
любым, кто дерзнул прикоснуться к бессознательному. Но каждый поступает
с этим никому не принадлежащим достоянием по своему. "...У него
может появиться такое чувство, будто "раз уж спасители существуют, то
почему бы мне ни быть одним их них". И он таки попадается на эту
удочку: сначала не без некоторых сомнений, но дальше с все большей
уверенностью, станет думать, что и в самом деле является выдающейся
личностью. Что он очень важная персона, имеющая огромный духовный
авторитет, пожалуй, ничем не меньше, чем у гималайского Махатмы. И не
исключено, что, кроме того, он еще принадлежит к великому братству.
Имеются очень печальные примеры подобного рода", - пишет Юнг о некоторых своих коллегах - психологах-аналитиках.
Такой человек "находит свой собственный символ веры, и поскольку он нуждается в верящих в него учениках, становится основателем секты".
Эта же проблема, по мнению Юнга, является причиной тех специфических
трудностей, которые мешают представителям разных школ в психологии
достаточно доброжелательно обсуждать спорные идеи, а также объясняет
тенденцию обособляться в малых группах и сектах с собственным
вероучением. Причем они отнюдь не уверены в своей исключительной
правоте, поэтому у них возникает потребность собираться вместе и
фанатично твердить одно и то же, пока сами окончательно не уверуют в
это.
Не сомневаюсь, что подобные примеры
имеются среди современных эзотерических школ, еще больше их среди
религиозных сект. Попадание в которые чревато последствиями.
Бессознательное
небезопасно и само по себе. Оно манит, обольщает, обволакивает
иллюзиями, лишает сознания. Но и одаривает. Новым пониманием,
откровениями, расширением сознания.
С
бессознательным можно работать, но нельзя играть. С безобидной, в
общем-то, медитации может начаться путь длиною в целую жизнь. Но если
это будет такая же успешная, богатая открытиями жизнь, как у Юнга,
можно постараться. Для этого, сначала узнать кое-что из теории, потом
проверить на практике. Априори не доверяя эмоциям и чувствам, стараясь
уменьшить их власть над собой. Пытаясь каждый раз понять, что
происходит. Критиковать и оценивать.
Создавать
секту совсем не обязательно, тем более что первый этап когда-нибудь
заканчивается. У человека, настроенного критически, прислушивающегося к
голосу разума, это происходит быстрее. Наступает второй этап.
"Ищущий
начал свое путешествие с положительного переживания. Он ощутил
нисходящую Силу, новую вибрацию внутри себя, которая прояснила жизнь,
сделала ее ярче. Может быть, он пережил некое внезапное крушение
собственной ограниченности и вышел на новый уровень. Затем, после этого
обнадеживающего начала, все начинает покрываться какой-то пеленой, как
будто все, что испытал ищущий, ему приснилось, или он позволил унести
себя какому-то ребяческому энтузиазму - нечто внутри него мстит за
себя, вызывая приступы скептицизма и протеста. Это будет вторым
признаком, может быть истинным признаком того, что он продвигается. В
конечном счете, прогресс - это не столько процесс восхождения, сколько
просветления всего, что мешает, - ибо, когда внутри нас устанавливается
подлинная ясность, просветленность, то все в нас сохраняется. Таким
образом, ищущий обнаруживает множество внутренних препятствий. На пути
интегральной йоги мы часто находим самое худшее, желая найти самое
лучшее, и встречаем войну, когда ищем мира и света…. И он (ищущий)
получает свой первый урок: за каждым шагом вверх необходимо следует шаг
вниз". Так описывает этапы Шри Ауробиндо - основоположник
интегральной йоги. Человек, чья жизнь, достижения и мировая известность
подтвердили истинность его рекомендаций.
В
разделе "Медитация" мы выделили два этапа, две важных характеристики,
два состояния, которые алхимики назвали восхождением и нисхождением
(дополнительно см. роман, главу 23). Что само по себе уже говорит о
том, как давно люди этим интересуются. Во время восхождения человек
испытывает радость, энтузиазм и удовольствие. При нисхождении - печаль,
уныние, горе. И без всякой медитации любой время от времени испытывает
удовольствие или уныние, печаль, радость. Фактически те же самые
восхождение и нисхождение. Но отличия все-таки есть. Постараемся с ними
разобраться.
Конечно, основа жизни, ее
механизм всегда одинаков. А вот интенсивность жизни и скорость
эволюции, я думаю, разные. Бессознательное - поле бытия, - как и любое
другое поле, имеет напряженность. Которая воспринимается посредством
эмоций и чувств - мало осознаваемой части человеческой природы.
Представим упомянутую напряженность с помощью образа - вертикальной
шкалы, на которой отмечены значения: минус 1; 0; плюс 1. Средний
человек проживает среднюю жизнь с напряженностью, колеблющейся вокруг
нулевого значения. Большие удачи, радость, важные события и достижения
поднимают планку напряженности вверх. Неудачи, горести, печальные
события и беды - опускают ниже нуля. Чувства (а значит, и напряженность
поля) соответствуют характеру реальных событий. А медитация - способ
совершать восхождения и нисхождения, не прибегая к необходимости
переживать события. Но за счет работы с энергиями. Поэтому и ускоряется
эволюция.
Только вот зачем это нужно?
Алхимики совершали восхождение и нисхождение через семь планетных сфер.
"С астрологической точки зрения, - писал Юнг, - этот
процесс соответствует восхождению через планеты, исходной точкой
которого является темный, холодный, далекий Сатурн, а конечной -
Солнце. Для алхимиков наличие связи между индивидуальным темпераментом
и расположением планет было чем-то само собой разумеющимся, поскольку
эти элементарные астрологические положения были хорошо известны любому
образованному человеку, как Средневековья, так и античности. Стало
быть, восхождение через планетные сферы означало что-то вроде
"сбрасывания" обозначенных гороскопом характерологических качеств,
ретрогрессивное освобождение от навязанного архонтами (демонами планет)
характера. Осознанной или неосознанной моделью такого восхождения был
искупитель гностиков, который либо обманывал архонтов, либо подавлял их
силу своей силой. Сходным мотивом является освобождение от "долговой
расписки, данной судьбе". Люди поздней античности особенно были склонны
придерживаться того мнения, что их психическое состояние полностью
зависит от воли звезд, Хеймармене; это ощущение можно сравнить с
ощущением, порожденным современной теорией "унаследованного характера",
а вернее пессимистическим пониманием этой теории. Подобная
деморализация наступает в ходе многих неврозов, когда пациент принимает
порождающие определенные симптомы психические факторы за факты, которые
нельзя изменить и которым, следовательно, бесполезно оказывать
сопротивление. Стало быть, путешествие по планетным домам, подобно
пересечению огромных залов египетской преисподней, означает преодоление
психического препятствия или автономного комплекса, подходящим символом
которого является планетный бог или демон (архонт). Любой, кто прошел
через все сферы, свободен от постороннего воздействия; он одержал
решительную победу и стол подобен богу.
На
языке современной психологии мы выражаемся более скромно: тяжелое
путешествие по планетным домам постепенно приводит к осознанию плохих и
хороших качеств нашего характера, а его апофеоз представляет собой не
более чем максимум сознания, что равняется максимальной свободе воли.
Лучше всего эту цель представляет алхимический символ (расположения
солнца в зените), имеющийся в книге Зосимы. Но зенит - это начало
нисхождения. Мистик-путешественник возвращается к устью Нила, откуда он
начал свой путь. Он идет по своим следам, возвращаясь к темному
Сатурну. Это означает, что душа, которой во время ее рождения был
навязан гороскопный характер, теперь осознает свою богоподобность,
смело вступает в схватку с архонтами прямо в их логове и открыто несет
свет во тьму мира.
И здесь психология
тоже не претендует на что-то особенное. То, что сначала было тяжкой
ношей, которую человек нес против своей воли, обвиняя в этом всех своих
предков, в результате максимально яркого озарения (которое может быть
весьма скромным!) представляется не более чем личностью этого человека,
и человек понимает (словно это не было очевидным с самого начала!), что
никому не дано быть тем, кем он на самом деле не является".
Иными
словами, совершая восхождения и нисхождения, человек обретает не
совершенство, но полноту. Последовательно знакомясь с собственными
составными частями. Не все из которых ему хочется признавать своими. И,
тем не менее, сознание прозревает относительно части содержаний личного
бессознательного. Структурирует его. Алхимическим символом такой
структуры является quaternio (кватернио*, четверка) или двойное
кватеринио (восьмерка).
|